Форма поиска по сайту

Ненормальные или героини: что говорят о "поздних" мамах

"Урода родишь!", "О внуках уже думать пора!", "Просто сумасшедшая!", "Вы героиня!" – все это может услышать одна и та же женщина, решившая родить ребенка в возрасте, который в общественном сознании все еще не ассоциируется с материнством. Мама троих детей, младшему из которых всего несколько месяцев, а старшему – 21 год, колумнист m24.ru Анна Кудрявская-Панина рассказывает, как живут и что думают сами "поздние" мамы о мнении общества.

Фото: YAY/ТАСС

Знаете, что может довести женщину, ставшую мамой в зрелом возрасте, до желания запустить в вас тапком? Вот это вот: "Ой, какой у вас симпатичный внук!" Оказаться внутри такой мизансцены крайне болезненно. Это не просто точечный ракетный удар по больному, это абсолютное попадание в самое уязвимое место: чувство женской состоятельности и самоощущение, не всегда соответствующе общественному представлению о нас, тех, кому за.

Именно в такой ситуации сейчас моя знакомая Дана. Соседи по дому не верят, что новорожденный Роберт ее сын. Они убеждены, что это внук Даны, рожденный ее старшей дочерью. Убеждены на основании того, что беременной Дану они не видели и что... ей сорок с лишним. Когда Дана говорит, что последние несколько месяцев провела в больнице, поскольку беременность не была беспроблемной, соседи хмыкают и скептически произносят ja-ja. Да, вы не ошиблись, Дана живет в Германии, поэтому давайте примем за аксиому, что бытовой эйджизм в отношении рожающих зрелых женщин – явление не исключительно российское.

На мое удивленное: "Разве в Германии сорокалетние не рожают?" Дана ответила: "Рожают, но первого. Они все спрашивают, зачем мне это нужно, ведь у меня уже есть взрослые дети".

Вопрос "зачем" слышала почти каждая беременная или планирующая родить ребенка женщина в возрасте около сорока. И если сталкивалась не с осуждением, то уж с непониманием точно. Фраза про "внука", даже если у этой женщины уже действительно есть внуки, махом обесценивает все, через что она прошла (поверьте, в этом возрасте слишком легко дети не даются) на пути к своему счастью, да и само счастье тоже. Эта фраза заставляет подняться на поверхность глубинный страх быть мамой, и слыть бабушкой, что твой ребенок будет переживать из-за этого или стыдиться тебя. Сосед-доброхот еще одной моей знакомой сказал ее мужу, когда у них родилась дочь: "Вам внуков иметь пора, ты только посчитай, тебе 52 будет, а ты дочку в первый класс поведешь".

Фото: YAY/ТАСС

Моя мама родила меня в 33. Сейчас – это вполне нормальный возраст даже для первенца. Я была второй, но в семидесятые уже считалась поздним ребенком. Мою ровесницу и подругу по двору Ленку мама родила в 19. И, конечно, разница в 14 лет между нашими мамами была заметна.

Я никогда не стыдилась мамы, даже в голову не приходило. Но если бы меня спросили, хочу ли я, чтоб она была моложе, ответ был бы очевиден. Да, я считала, сколько будет маме, когда мне исполнится 30, 40. Доживет ли она до моих 50? Сейчас я тоже считаю, только наоборот: сколько я смогу пробыть с моей младшей дочерью, поэтому любой намек на мою "старость" воспринимается особенно остро.

Моей подруге, когда она пришла вставать на учет в женскую консультацию, после слов "я беременна" акушер-гинеколог стал молча выписывать направление на аборт. Когда она возмутилась и сказала, что собирается рожать, врач спросила: "У вас что, новый муж?". Этот вопрос, кстати, второй по популярности после пресловутого "зачем". Представить себе, что женщина после сорока со "старым" мужем просто хочет еще одного ребенка, врач не мог. И не только он.

Один узист, узнав уже после исследования (во время которого заверил беременную, что все хорошо), что будущей маме сорок один год, вписал в заключение синдром Дауна у плода. Подстраховался. Разумеется, экспертное узи, на которое тут же записалась беременная, показало, что все в порядке. Но как она пережила эти дни, думаю, представить не сложно.

А сейчас, внимание, я обвиню в эйджизме бездушную технику. Шутки шутками, но когда беременные проходят первый скрининг и сдают кровь на выявление патологий плода, риски автоматически рассчитывает специальный анализатор, исходя из двух показателей крови и... возраста женщины. Когда мне пришел результат анализа, несмотря на нормальные показатели крови, риск развития различных пороков у моего будущего ребенка, в том числе и синдрома Дауна, был сочтен достаточно высоким. Я запаниковала и тут же написала знакомому генетику, приложив результат анализа крови и данные узи. "А, не обращай внимания, – пришел ответ, – у тебя все замечательно, просто программа при расчете учитывает твои 42 года и рассчитывает риски с учетом статистики в этой возрастной группе". То есть будь мне двадцать, с теми же показателями крови риск был бы рассчитан значительно меньший.

Фото: YAY/ТАСС

Да, безусловно, в сорок с лишним риск возникновения у плода хромосомных аномалий серьезно выше, чем у молодых беременных. Но это вовсе не значит, что "совсем с ума сошла, дауна родишь", как сказала моей сорокалетней подруге добрая свекровь. Мне, к счастью, ничего подобного слышать не довелось. Как, впрочем, и большинству опрошенных мной знакомых соответствующего возраста, родивших или только планирующих.

Возможно, что-то меняется в обществе. Но однозначный вывод сделать трудно, потому что те, кто планируют беременность, не афишируют это, а многие в возрасте так и просто скрывают. Но когда беременность случается, ее уже не спрячешь, и люди, а в первую очередь медики, волей-неволей привыкают, что у беременной могут быть морщинки и взрослые дети.

И сейчас все чаще первый вопрос гинеколога в женской консультации на слова зрелой женщины о беременности: "Оставляем?" А если она приходит с проблемой зачать, то охотней начнут искать признаки климакса и объяснять, почему ничего не выйдет, чем стараться помочь забеременеть.

"В женской консультации относились ровно, но не могли или не хотели делать что-то быстро. Сначала мы сдавали гормоны и ждали результат почти месяц, потом столько же записывались на узи, а потом поняла, что это только начало. Зато когда я попала к репродуктологу, там отношение совсем другое. Мой возраст не удивил, а умилил. Прямо девочкой себя почувствовала", – так рассказывала про свой переход в платную клинику моя знакомая.

Фото: YAY/ТАСС

Я, пожалуй, за всю беременность и подготовку к ней не встретила ни одного кривого взгляда, не услышала ни одного плохого слова. Но я сразу выбрала путь платной медицины, чтобы тратить только деньги, а не время, силы и нервы. Кому-то повезло и в обычной консультации.

Вот ведь парадокс: кому-то сумасшедшие, кому-то героини. А речь идет о нормальном природой заложенном процессе: женщина в фертильном возрасте рожает ребенка. Почему сумасшедшая? Почему героиня? В юности нам кажется, что мир принадлежит взрослым. В зрелости, что молодым. Очень трудно попасть в промежуток между "тебе это слишком рано" и "тебе это уже поздно".

Да, мы можем остро реагировать на то, как оценивают нас в обществе, но это не изменит ни наших планов, ни принятых нами решений. У сорокалетних женщин, планирующих родить ребенка, есть как минимум одно, выработанное годами преимущество, они научились не обращать внимания на стереотипы. И позиция может быть разной: от "я совершеннолетняя замужняя женщина и самостоятельно решаю, как воспитывать детей и сколько их иметь" до более категоричного "мнение других в этом вопросе мне абсолютно фиолетово, я его просто не слышу".

Мы сами виноваты в том, что называем эйджизмом. Наш мир и наша жизнь не будут принадлежать нам, пока мы не перестанем говорить сами себе "я слишком стар для этого".