История с задержанием юного чтеца "Гамлета" в центре столицы получила огромный резонанс в обществе, передает телеканал "Москва 24". Одни говорят о недопустимости попрошайничества, другие сетуют на чрезмерную "бдительность" полиции.
Тем временем обвинительные документы в отношении Кристины Скавронски, мачехи 10-летнего Оскара, могут поступить в суд уже 29 мая. Женщине грозит до 15 суток ареста за то, что она привела мальчика на Арбат и наблюдала, как он декламирует стихи, по версии следствия, – за деньги.
После просмотра видео с задержанием юного поклонника классики сочувствующие ребенку москвичи организовали флешмоб "Шекспир наш". Они вышли на Арбат с плакатами и томиками поэзии, по их словам, "чтобы выразить поддержку ребенку, чтобы он понял, что он не один стоит, он не один читает Шекспира". "Нарушал этот ребенок закон или нет, задержание было проведено не этично!" – заявили участники флешмоба.
"Чтобы в десять лет читать Шекспира – я бы лично ему денег за это дала!" – отмечают прохожие на улице. "Я готова платить своему ребенку, чтобы он читал добровольно Шекспира, я из кожи вон лезу, чтобы привлечь его к Шекспиру и Пушкину!" – подчеркнула одна москвичка.
Своим секретом успеха поделился еще один арбатский чтец. "Читал я свои стихи и на Арбате, и на Тверской, выставлял просто пюпитр", – рассказал 17-летний Олег Печерников. По его словам, это приносило неплохой доход –
примерно две тысячи рублей за два-три часа работы в день. В итоге, уже в 15 лет подростку удалось заработать на квартиру. Теперь его приглашают читать стихи собственного сочинения на разные творческие вечера. Олег Печерников происходит из семьи уличных музыкантов. Его отец играл в переходе на гитаре, сестра – на скрипке. Мать дежурила рядом с детьми, а на вопросы полиции они отвечали, что не зарабатывают деньги, а играют для удовольствия прохожих.
Кристина Скавронски также находилась неподалеку, когда 10-летний Оскар читал "Гамлета", однако, при появлении полицейских подошла не сразу. Она бросилась на помощь лишь тогда, когда напуганного мальчика повели к машине, а потом даже представилась соседкой.
Если одни москвичи возмущены поведением полицейских, то другие утверждают, что виноваты в сложившейся ситуации родители, которые ради денег эксплуатируют ребенка. По свидетельствам очевидцев, школьник постоянно читал стихи на Арбате. "Он стоял постоянно один, но я видела, как его мама приводит и уводит", – рассказали завсегдатаи Арбата. Вспоминают, что юного чтеца видели здесь в апреле и даже летом прошлого года. Прохожие и тогда бросали ему мелочь.
Можно ли назвать это эксплуатацией ребенка? Юристы дают понятию "эксплуатация" четкое определение. "Конвенция ООН о правах ребенка запрещает использование труда детей в тех случаях, когда это препятствует получение ребенком образования или препятствует его социальному, умственному, нравственному развитию", – пояснил адвокат Тимерлан Жилов. "Законодательство РФ также запрещает применять труд детей на вредном производстве", – добавил он.
Публичное чтение стихов вряд ли можно отнести ко вредным видам деятельности. Школу, как заверяет отец, мальчик не прогуливал, а умственному и нравственному развитию любовь к поэзии, наоборот, даже способствует. Если судить по видеороликам в соцсетях, дети так подрабатывают во многих российских и зарубежных городах.