Форма поиска по сайту

Мастер-класс по изготовлению визиток прошел в университете МИЭТ

This browser does not support the video element.

В университете МИЭТ прошел мастер-класс, посвященный бионике. На нем доцент МИЭТ Анастасия Тюрина продемонстрировала процесс зарождения дизайнерского проекта и познакомила с лучшими работами студентов университета. Сетевое издание M24.ru приводит текстовую версию мастер-класса.

- Для того чтобы освоить инструмент, нужно попробовать поделать какие-то "каляки". Мы не говорим о том, что художник или дизайнер профессиональный, это просто человек, который решил что-то попробовать. Если краска жидкая, как тушь, он может сделать какие-то кляксы, если краска плотная, как гуашь, - какие-то движения мазками, просто посмотреть, какой след оставляет тот или иной инструмент. Где-то он будет тонкий, где-то – широкий, где-то краешек будет рваный, где-то брызги будут тоньше, меньше и т.д. Прежде чем изобразить что-то дизайнерское, нужно обязательно освоить инструмент, это очень важно. Также вы можете здесь экспериментировать, использовать не кисточку, а какую-то палочку или из трубочки подуть на эту кляксу, чтобы она растеклась. Потом можно попробовать простые движения, например, движения кистью. Если краску набрать не полностью, то у вас сразу пойдет движение нескольких полосок. Тот же эффект мы получим, если возьмем сразу два или три карандаша - наверняка все так баловались. Если взять два карандаша и одновременно провести какую-то форму, то получится нужный эффект. Если краски брать немного, она будет ложиться с интервалами, создавать интересные эффекты.

Можно попробовать сделать такие несложные объекты. Если это кисточка, то можно изобразить дерево, какой-то его сорт, например, эффект ивы передать. Если это просто карандаши, или ручки, или фломастеры тонкие, то можно изобразить кустарник, как на правой стороне слайда, или, как с левой стороны, изобразить стволы каким-то одним инструментом, а листики на нем или почки изобразить другим, например, торцом кисточки, т.е. нарисовать стволы фломастером, а эти нарисовать торцом.

Обратите внимание, что все пока в черно-белом виде. Это не означает, что вы не можете пользоваться какой-то другой краской, фломастером, использовать их разноцветные. Дальше нам этот цвет не пригодится вообще, но чем темнее у вас будет инструмент, тем лучше он себя потом поведет при сканировании. Тон желтого цвета хуже, чем тон более темного оттенка.

С помощью различных кистей и инструментов можно делать такие фрагменты. В данном случае можно что-то нафантазировать, но этот автор за основу своего творчества взял такое смешное растение – бешеный огурец. Думаю, все вы его знаете или видели хотя бы раз. Первая попытка была изобразить его линейно, дальше - различными отпечатками и дальше уже свойствами кистей создать эти иголочки. Это называется эффект сухой кисти, кода кисть не полностью намачивается водой, и она дает такие "волосики".

Кстати, щетинистые кисти в любом доступе существуют, это волос обычной свиньи, поэтому они дешевле, чем синтетические кисти. Ими неудобно было бы рисовать пейзажи, акварельные заливки делать, а для таких целей они очень даже подходят. Если такие кисти вас пугают по каким-то психологическим соображениям, можно купить тонкую кисточку в строительном магазине, она тоже щетинистая.

В качестве следующего примера здесь использованы ракушки, тоже сделанные различными приемами движения кистью. В данном случае автор еще кое-где применил трафарет. Т.е. можно вырезать сначала тот силуэт, который вы хотите, прислонить его к листу бумаги, а дальше кисточкой по нему двигаться. Это избавит вас от того, что вы не умеете рисовать ракушку или какой-то другой образец: животное, дерево и т.д. Можно взять это из интернета или под копирку перевести из какой-нибудь книжки, журнала, вырезать трафарет и по нему работать. Это будет уже индивидуальный подход. Примерами такого трафарета являются следующие изображения. Например, бегемот - здесь использована фактура. Наблюдая за кожей бегемота, было принято решение сделать ему такую поверхность, удалось это с помощью обычной салфетки, на ней есть небольшие пупырышки, углубления и объемности. Если ее пропитать красками или не с первого раза прислонить, то получится вот такой эффект, напоминающий внешне структуру кожи бегемота.

Создаем интересные объекты или персонажи. Например, интерпретация зебры. Все мы знаем, что зебра полосатая, но рисовать сначала лошадку достаточно проблематично, если мы этого не умеем, поэтому достаточно вырезать трафарет, взять инструмент и ритмично нанести полоски, необязательно ровные, одинакового размера. В данном случае использован один и тот же трафарет, но два разных способа нанесения. В первом случае – слегка подсохший маркер, он уже для писания в лифте не подходит, но подходит, чтобы создать эффект полутона. А внизу, если я не путаюсь, использовалась большая кисточка, "обмокнутая" в тушь. Здесь мы применили морфологический признак зебры – быть полосатой – в том, как ее изобразить. Не надо рисовать самое очевидное – контур этой лошади, еще что-то. Достаточно взять трафарет, потому что полностью все равно за счет способа нанесения полосок не сможете его повторить. Поэтому это не будет в чистом виде тем, что изначально было на картинке.

В качестве совета: не использовать сильно ракурсных сокращений. Если вы даете картинку "вид лошади сзади", то на зебру это будет не очень похоже. В разных образах нужно использовать наиболее выгодные ракурсы.

Например, лама. Все мы знаем, что лама пушистая, волосатая, но как нарисовать шерсть, если человек этого не умеет? Нам на помощь опять приходит прием. Мы знаем, что если мы немного напитаем кисть водой, не до конца пропитаем ее жидким составом, то она будет не полностью красить лист. Мы должны просто поделать круговые движения по трафарету сухой кисточкой. Получится эффект шерстяной поверхности.

Вот, например, дикобраз. Тоже очень просто. Обратите внимание, что с настоящим дикобразом, наверное, мало чего общего, но в целом создается образ. В этом и есть суть дизайна – каким-то очень простым приемом, техническим или графическим, передать ту или иную идею. В данном случае можно провести обычную линию кисточкой, а далее от нее делаем отрывистые движения вверх и получаем эффект колючек. Обратите внимание, что больше белого или темного – регулируется нажимом: меньше нажали, будет больше белого, сильнее – будет больше темного. В момент движения регулируете нажим, получаете такие интересные вещи. Более того, вы можете саму кисточку напитывать так, как вам надо. Необязательно брать кисточку и на палитре ею возить, можно взять две кисточки и с помощью одной покрасить другую. Тогда эффект тоже будет своеобразный.

Наверху у нас находится небезызвестная беспомощная симпатичная птица киви. Крылышек у нее не осталось, она умеет только ходить и убегать, улетать она не умеет. Поэтому для нее выбран такой профильный вид. В данном случае это прием силуэта. Про него не надо забывать, это эффектный прием: когда вы берете какой-то ракурс и заливаете его однотонным составом.

Если не хочется рисовать каких-то конкретных животных, можно добавить немножко юмора. Это же элементарно: подрисовал глазки, ножки, руки, носик - уже весело. Особенно если улыбочку. Т.е. пойти путем символьных решений. Я думаю, вы все понимаете, что это не что иное, как обычная клякса. Усугубить это явление можно, если сначала сделать лист немножечко сырым, нанести воду и уже потом на него капать. Есть разница, как капля растечется – по сухой поверхности или влажной. Следуя из предыдущей лекции, главное - не наносить на нее нанопокрытие, тогда никакой кляксы у нас не получится. Как только она у вас получается, вы уже смотрите по обстоятельствам. Я думаю, не надо обладать специальным художественным образованием, чтобы попробовать дорисовать глазки в виде кружочков, ручки в виде палочек и ножки в том числе. Ну а вот это уже более сложное наблюдение – такая получившаяся муха. Я думаю, что многие из вас помнят из детства такой примем, как монотипия – отпечаток. Когда вы на одну поверхность наносите краску, схлопываете - а там бабочка. Это примерно тот же подход, когда сначала получилось не пойми что, а потом додумал что-то другое. Это тоже прием: сделать какое-то движение кистью, карандашами, посмотреть на него две секунды и понять, что глаза нужно дорисовать справа, ножки слева, получится какой-то объект, напоминающий что-то. Но самое простое, конечно, - кляксе подрисовать глаза.

Дальше, что мы делаем? После того как мы окончательно опробовали инструменты, порезвились с различными объектами, нашли для себя более подходящий по каким-то душевным мотивам, переходим в работу с компьютером. В данном случае все будет очень просто. На сегодняшний день мы это устройство назовем устройством ввода изображения. К ним относится не только сканер, но и фотоаппарат. Фотоаппарат сейчас есть в любом телефоне. Преимущество этого способа – качество фотоаппарата не имеет значения. Т.е нам достаточно подручными средствами зафиксировать то, что мы с вами нарисовали на листе, и это изображение сохранить на компьютере. После этого открываем программу "Фотошоп" и делаем очень простую операцию - увеличить контраст. Поскольку картинка изначально черно-белая, она даже не требует перевода в режим "черно-белое". Если же у вас под рукой была зеленая краска, то первоначально нужно перевести изображение в черно-белое и дальше выбить этот контраст.

После того как контраст выбили, мы с вами это изображение открываем в программе CorelDRAW. Вообще, это пакет векторной графики. Все, что мы с вами сфотографировали, – это растровая графика, а обработку дальнейшего ведем в программе векторной графики, которая позволяет масштабировать объект без потери качества, менять цвет, выравнивать структуру. В частности, пушистые моменты были убраны с помощью удаления лишних точек, которые образовались на кривой линии, изображающей данный объект. Нам стали доступны все виды обработки после того, как мы этот объект векторизовали. Переводится вектор в разных программах по-разному. В CorelDRAW он переводится одной кнопкой, которая висит вверху панели интерфейса, мимо нее вы точно не пройдете.

После того как придумали, что у нас будет такой-то вид и цвет, мы можем перейти к выбору шрифта. Здесь, я думаю, технических проблем ни у кого не возникнет, потому что выбор шрифта происходит умозрительно. Конечно, если у вас есть какие-то специальные навыки в композиции шрифта, то их можно применить, потому что где-то шрифт подходит более "рукописный", где-то – более гротескный, где-то – акцидентный и т.д. (жирный, тонкий, наклонный). Эти все средства доступны в любом текстовом редакторе, как в Word. В любой программе вы открываете это окошко, набиваете нужное вам слово и меняете свой шрифт в зависимости от того, какой хотите применить.

После того как вы использовали шрифт, мы наш объект, который рисовали шерстяной и превратили в вектор, можем разместить на прямоугольник, который будет нашей будущей визиткой. Визитки бывают двух видов: классическая визитка и евростандарт. Сейчас наиболее расхожим является классический размер: 90 мм по длинной стороне и 50 мм по короткой стороне, независимо от того, как вы будете ее компоновать – вертикально или горизонтально. В данном случае она горизонтальная. Перебором цвета вы можете менять фон, цвет своего объекта, соответственно, добавлять шрифт, телефон, род деятельности. Если у вас нет профессии, вы можете писать, что вы будущий олимпийский чемпион, или будущий физик-ядерщик, изобретатель – это всегда находит позитивный отклик у тех, кому вы эти визитки дадите, потому что в этом есть ваше рвение, усердие и нестандартный творческий подход. Можно написать просто "хороший человек", "всем привет" или оставить координаты своей соцсети – современная молодежь любит общаться в социальных сетях. Это может быть "ВКонтакте", LiveJournal, "Одноклассники", Facebook. Более того, можно добавлять на визитку не только адрес социальной сети, но сам значок соцсети, который тоже есть в интернете.

Это просто пример, который мы использовали, чтобы показать, как из "каляки", которая была изображена на листе, мы получили готовый продукт – визитку. Вы видите, что мы поместили сюда тот кустарник, который мы делали для пробы, тоже ввели его в вектор тоненькими линиями. Понятно, что здесь немножко юмора про ветеринарного врача и про центр помощи животным "Лама", и про Льва Шерстенева, т.е. это нереальный человек, не звоните ему по телефону 123-45-67. Примерно так будет выглядеть ваша визитка, когда вы ее окончательно закончите.

Вот такой у нас мастер-класс. Спасибо за внимание.

Пока вы слушали, наши ламы размножились, их стало больше. Если вам будет это интересно, мы продумаем какие-то варианты. Мы можем разбить вас на более мелкие группы и дать вам возможность самим это сделать. Я думаю, вы сам принцип поняли, да? Нарисовали, ввели с помощью сканера или фотоаппарата на компьютер, сделали черно-белым, усилили контраст, перевели в вектор, поменяли цвет, выбрали шрифт, загнали в рамки прямоугольника 4х9, распечатали на принтере – у вас готова визитка.

- У меня не вопрос, а скорее, идея возникла. Можете показать 14 слайд? Здесь представлены 4 визитки. А можно все эти элементы объединить в одну.

- Да, это хорошая идея, но размер этой визитки стандартный, если мы сделаем ее больше, то это будет уже не визитка, а открытка, а если мы их все соединим и уменьшим до размера одной, то не сможем прочитать шрифт, который написан там. Можно все соединить, но убрать лишние шрифты.

По поводу тех, кто умеет или не умеет пользоваться графическими редакторами. Нарисовать вот такой объект вы не сможете ни в одном графическом редакторе. И даже если сможете, потратите времени намного больше. В фотошопе у вас это займет минут 30, тогда как отпечатать салфетку по трафарету у вас займет 2 секунды. Вот такие вещи невозможно нарисовать мышкой. Художник и человек, который рисует, - у него очень важная тактильная связь с поверхностью. Когда у вас нет такой связи, потому что у вас мышка, вы делаете линии кривые - попробуйте. Планшет – это продвинутый пользователь, а мы говорим о человеке, который не знает, как к этому подступиться, но творческий порыв у него есть. Специального образования он не получал, но благодаря такому методу он совершенно спокойно может освоить. Более того, человек, который владеет планшетом и начинает с этих этапов, может потратить свои время и умения на еще лучший эффект. Планшет имеет узкий фарватер применения специалистов.

В завершение нашего мероприятия мы хотим показать вам совершенно удивительные работы ребят. Это дипломные работы выпускников факультета дизайна. Поверьте, вы с удовольствием посмотрите то, что ребята, обучаясь по специальности дизайн, могут представить.

Сейчас вы увидите то, что можно сделать, если вы этому специально будете обучаться. Очень сложные и серьезные технологии были применены при создании этих роликов. В частности, анимация в 3D MAX, флеш-анимация, задействованы анимации в других программах.