Увеличилось число россиян, которые стали покупать менее дорогостоящие товары. Как сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в декабре 2015 года их доля составила 34 процента против 22 процентов в начале года.
В первую очередь экономить стали пожилые и люди с доходом ниже среднего. При этом доля тех, кто сохранил свои предпочтения при покупке товаров, практически не изменилась – к концу года их стало 37 процентов против 38 процентов в начале.
Больше людей стали отказывать себе в развлечениях, некоторых услугах и товарах (рост с 21 до 35 процентов). А доля тех, кто не ущемляет себя, осталась практически на прежнем уровне – 35 процентов в конце года и 34 процента в начале.
This browser does not support the video element.
Почти треть респондентов начали запасаться продуктами впрок и выращивать больше овощей и фруктов. Столько же опрошенных ищут более высокооплачиваемую работу и дополнительный заработок.
За год с 66 до 73 процентов выросло число россиян, которые не тратят свои сбережения на повседневные расходы, четверть респондентов продолжают это делать.
24 процента респондентов занимают в деньги у знакомых, каждый пятый безвозмездно берет их у близких и оформляет кредит в банке. Только 9 процентов хранят сбережения в валюте и 5 процентов продают ценное имущество.
"В конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, – расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве", - отметил руководитель Отдела Мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб.
Опрос проводился 26-27 декабря 2015 года среди 1600 человек в 130 населенных пунктах. Статистическая погрешность не превышает 3,5 процента.
Почти две трети россиян сократили расходы на новогодние праздники. Люди экономили на подарках и новогоднем столе. По данным агентства маркетинговых исследований IRG, 35 процентов наших соотечественников снизили расходы на продукты к празднику.