По предписанию Мосгорнаследия несанкционированные работы по ремонту "Дома на набережной", расположенного на улице Серафимовича в Москве, были приостановлены. Незаконная застройка территории исторического здания была обнаружена еще в мае прошлого года. Собственнику тогда же выдали предписание о приостановлении строительных работ. Участившиеся случаи повреждений памятников культурного наследия в столице стали причиной увеличения штрафов за причинение вреда памятникам архитектуры. M24.ru рассказывает об истории "Дома на набережной".
Жилой комплекс для крупных советских деятелей начали строить на улице Серафимовича в 1931 году. Автором проекта выступил архитектор Борис Иофан. За ходом строительства следил лично глава правительства СССР Алексей Рыков. Изначально планировалось, что дом будет красным, как и Кремль, однако, в связи с нехваткой денег, внешние стены здания стали серыми. Двенадцатиэтажный дом с 505 квартирами стал одним из самых крупных жилых строений в Европе. Расположенное на Болотном острове здание занимает площадь в три гектара. С другим берегом Москвы-реки остров связан Большим Каменным и Малым Каменным мостами. Двадцать пять подъездов Дома выходят на две улицы - Серафимовича и Берсеневскую набережную.
На каждом этаже дома расположены по две квартиры. Первоначально в квартирах был дубовый паркет, а художественную роспись на потолках - пейзажи разных времен года, цветы и фрукты - делали специально приглашенные из Эрмитажа живописцы-реставраторы. В квартирах была горячая вода, газ и телефоны, что в Москве 1930-х годов считалось роскошью. На кухне имелось отверстие в стене, предназначавшееся для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор. Лифтом заведовал вахтер. По воспоминаниям, наверх пассажир поднимался в его сопровождении, а чтобы спуститься вниз, приходилось стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтер услышал и прислал лифт.
This browser does not support the video element.
Дом включал в себя клуб (в помещении которого сейчас расположен Театр Эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест (в "Ударнике" перед сеансом играл джаз и иногда пели Утесов и Шульженко), спортивный зал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жители дома по талонам получали готовые обеды и сухие пайки. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, в котором учитывалось все - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.
Одиннадцатый подъезд дома нежилой, здесь нет ни квартир, ни лифтов. Дело в том, что время строительства в 1930 году здесь произошел пожар. Проект не укладывался в сроки, и тогда было решено поделить площадь квартир этого подъезда между соседними с ним десятым и двенадцатым подъездами. Куда делось оставшееся после "передела" квартирных квадратных метров пространство лестниц, лестничных клеток и переходов - не совсем ясно. Предполагается, что между стенами квартир тянулись тайные коридоры, куда каждый вечер проникали сотрудники Лубянки, чтобы слушать, о чем говорят жильцы. Кроме этого, в доме располагались конспиративные квартиры чекистов. Сотрудники НКВД работали в доме под видом комендантов, консьержей, лифтеров и встречались здесь со своими осведомителями или прятали таинственных жильцов, как, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.
Во время большого террора второй половины 1930-х годов была репрессирована почти треть жильцов дома - около 800 человек. Некоторые квартиры поменяли по пять жильцов в период с 1937 по 1941 год. В частности, речь об этом идет в повести Юрия Трифонова "Дом на набережной", название которой стало нарицательным для здания на улице Серафимовича. Сам писатель в детстве также жил в этом доме. Его отец Валентин Трифонов был председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Он тоже стал жертвой сталинских чисток - в 1938 году его расстреляли.
Фото: ИТАР-ТАСС
Существует легенда, что агенты госбезопасности попадали на лестничные площадки дома не через подъезды, а по системе мусоропровода. Арестованных спускали на лифте в подвал на минус третий этаж, где уже дожидалась вагонетка. Оттуда по подземному тоннелю их доставляли прямо на Лубянку. В эти годы мрачные шутники прозвали дом "Ловушкой для большевиков" и "Домом предварительного содержания". А сам Юрий Трифонов называл его "Гиблым местом", имея в виду еще и то, что Болотная площадь, где он располагался, была местом казней в средневековой Москве.
Существует еще одно поверье о том, что рядом с "Домом на набережной" является призрак - так называемая, Дочь командарма. Считается, родителей девушки во время репрессий арестовали днем на службе, а вечером воронок приехал и за их дочерью. Но девушка заявила, что никого не впустит, а первого, кто войдет застрелит из отцовского пистолета. Об этом инциденте доложили наркому внутренних дел Николаю Ежову. Тот распорядился забить в квартире все входы и выходы, отключить воду, свет и телефон. Девушка неделю звала на помощь, но потом крики затихли. Неизвестно, умерла ли она от голода или застрелилась, но, говорят, что с тех пор по ночам ее можно встретить на набережной рядом с Театром эстрады.
Кроме того, с историей "Дома на набережной" связано имя еще одного необычного жильца - Льва Федотова. Этот московский школьник с 1935 по 1941 годы вел дневник, в котором точно предсказал многие исторические события, в том числе, начало Великой Отечественной войны и ее ход, а также полет американцев на Луну. При этом, он писал, что не является пророком, а лишь опирается на информацию о международной обстановке и свои логические рассуждения. К сожалению, этому одаренному подростку не было суждено прожить долго, в 1941 году, он погиб вместе с другими курсантами в Тульской области, где грузовик, на котором они ехали разбомбил немецкий самолет.
Сейчас в Доме на набережной работает музей, где можно узнать о его истории и о людях, которые здесь жили. Там можно увидеть макет легендарного дома, антикварную американскую радиолу, личные вещи знаменитых жильцов, фотографии и много интересных реликвий того времени. Среди экспонатов музея - "тайный портрет Сталина", написанный старым большевиком Пантелеймоном Лепешинским - в центре полотна изображен румяный улыбающийся "вождь народов", а в уголке примостился маленький сгорбленный Ленин.