Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Центр организации дорожного движения подготовил аналитический отчет о причинах ДТП в Москве и способах борьбы с ними. M24.ru предлагает читателям ознакомиться с ними.Основные причины аварийПревышение скорости; нарушение очередности проезда; игнорирование правил пересечения перекрестков; неопытность водителяЭксперты ЦОДД ссылаются на федеральную статистику, согласно которой 80% ДТП с пострадавшими происходит по вине водителей.
Так, в результате наезда на пешеходов в 2013 году в России погибли свыше 4,1 тысячи человек, еще более 39,5 тысяч получили травмы. Всего зафиксировано более 40 тысяч таких ДТП. По вине пьяных водителей 2,4 тысячи человек и получили травмы 19,3 тысячи человек. Жертвами автомобилистов, выехавших на встречную полосу стали в прошлом году 6,2 тысячи человек и 5,4 тысячи погибли из-за превышения скорости. В ДТП связанных с этими нарушениями в общей сложности получили травмы почти 38 тысяч человек.
Кроме того, в прошлом году почти 14 тысяч аварий произошло по вине водителей, не имеющих прав. В таких ДТП погибли почти 2,3 тысячи человек и пострадали порядка 18,8 тысячи человек. Из-за несоблюдения очередности проезда погибли свыше 1,5 тысяч человек и пострадали более 43 тысяч.
По данным статистики в последние годы растет число ДТП с участием молодых водителей. В прошлом году по их вине произошло свыше 31,8 тысячи аварий, в которых погибли более 3,5 тысяч человек и пострадали более 44,4 тысячи человек. Относительно 2011 года количество таких ДТП выросло на 23%, а количество погибших - на 8%
Самыми распространенными причинами аварий с участием молодых водителей стали: несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в 9,1 тысячах случаев) и несоблюдения условий проезда (в 5,8 тысячи случаев).
Также основными видами ДТП у молодых людей является столкновение. В прошлом году на этот вид аварий пришлось 51% ДТП, 53 % погибших и 58 % раненых. Второй по частоте вид аварий у молодых водителей - это наезд на пешехода - 18% случаев, 16% - погибших и 13% раненых.
Культура вожденияСвой уровень культуры поведения на дороге высоким считают менее трети водителейВ ЦОДД отмечают, что культура вождения, согласно опросам, в целом не повышается.
Так в мае 2012 года свою культуру вождения скорее высокой назвали 37% московских водителей. Более половины посчитали, что им присуща средняя культура вождения, лишь 7% признались, что обладают низкой культурой поведения на дороге и 5% затруднились ответить.
В сентябре того же года высокой свою культуру вождения назвал 31 процент водителей. Однако средняя - выросла до 66%, а низкая - уменьшилась до 3%, затруднились ответить - 1% опрошенных водителей.
В апреле 2013 года как высокую свою культуру поведения на дороге оценили 26% опрошенных, как среднюю - 61 процент, как низкую - 3% и затруднились с ответом 1 процент автомобилистов.
Самые опасные нарушения ПДДПьяное вождение; выезд на красный; превышение скорости на 60 км/чСреди трех самых опасных нарушений на дороге большинство московских водителей назвали - вождение в пьяном виде (70%), выезд на красный сигнал светофора (69%), а также превышение скорости на 60 километров в час (30 %). Менее опасными водители считают непропускание пешеходов на пешеходных переходах (18 процентов), нарушение правил обгона (16 процентов); несоблюдение очереди проезда (12 %).
Что касается ДТП, происходящих в зоне пешеходного перехода, то часто водитель не готов к опасной ситуации из-за отсутствия знаний. Так 14% водителей считают, что машина может легко остановиться в случае внезапного появления пешехода на переходе. При этом 70% респондентов назвали причиной нарушений ПДД на пешеходном переходе спешку.
Тем не менее 22% водителей считают, что опыт позволяет им ездить на 20 километров в час быстрее, чем разрешено. А 36% водителей уверены, что превышение скорости на 20 километров в час - это мелким нарушение и повседневная практика большинства автомобилистов.
Помимо этого, эксперты ЦОДД называют частой причиной ДТП неготовность водителей к изменению погодных условий. Согласно опросу ВЦИОМ, 70 процентов водителей знают, что разная погода накладывают определенные ограничения на скорость движения автомобилей. Однако лишь 45% респондентов стараются водить аккуратнее только при очень серьезном ухудшении погоды. Впервые услышали об этих ограничениях 25% водителей-мужчин и 17 % женщин.
За последнее время в туман или при плохой видимости совершали обгон с выездом на встречную полосу совершали 15 % опрошенных по России и до 10% опрошенных по Москве Треть опрошенных водителей по России и каждый пятый водитель в Москве выезжали на встречку во время дождя.
Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская
Как уменьшить количество ДТПОбучать автомобилистов вождению при разной погоде; повышать уровень культуры вождения; проводить тренинги для молодых водителей; соблюдать "принцип Моргана".
Для сокращения числа аварий, связанных
с неблагоприятными погодными условиями, эксперты предлагают проводить дополнительное обучение водителей правильной модели поведения на дороге в соответствии с дождем, снегом, градом, туманом, гололедом и резкими перепадами температур.
Для сокращения
аварий на пешеходных переходах предлагается устраивать для водителей специальных занятий, направленных на повышение уровня культуры дорожного движения.
Чтобы повысить безопасного вождения в ЦОДД предлагают проводить
для неопытных водителей практические тренинги для начинающих водителей, обучающих навыкам вождения в случае возникновения опасности на дороге, контролю над автомобилем, управлению скоростными режимами, а также рациональному использованию пространства салона.
Также в ЦОДД считают важным напоминать водителям о так называемом "Принципе Моргана", постулирующем тотальное равенство прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.
Кроме того, специалисты призывают четко разграничить в законодательстве и правоприменительной практике понятий "неосторожное вождение" и "опасное вождение".