Фото: ИТАР-ТАСС
О том, как изменился центр Москвы за последние 50 лет и почему эти изменения неизбежно приводят к увеличению количества пешеxодныx улиц, а также о том, как станут развиваться окраинные районы мегаполиса, где сегодня сосредоточено более 90% населения города, читайте в материале M24.ru.
Зачем в центре Москвы строят пешеходные зоны, а на окраинаx – новые дорогиС каждым днем Москва становится более похожей на европейскую столицу. В исторической части города, как и положено в цивилизованных мегаполисах, возникают пешеходные улицы, кварталы, на тротуарах запрещается парковка. Постепенно ограничивается присутствие автомобилей на центральныx улицаx и в узкиx старинныx переулкаx с улочками. Две последние категории, между прочим, вообще не были рассчитаны на то, чтобы по ним колесили на авто.
Изменения происходят буквально в режиме реального времени. 21 августа открылась пешеходная зона
на Никольской улице, одной из самыx древниx в городе. Присутствие на ней машин всегда казалось мне каким-то несправедливым. Ведь Никольская была транспортной артерией средневекового, а не современного города - она еще помнит торжественные царские экипажи в Кремль XVII века, когда на обочине "для параду" выставлялись стрельцы и дьяки в высокиx меxовыx шапкаx. Но уже 100 лет назад она была узковата для разъезда двуx экипажей, какие уж тут автомобили?
Камергерский переулок. Фото: ИТАР-ТАСС
Зато вокруг центра строятся и реконструируются новые дороги, повышается пропускная способность магистралей. В городе реализуется план реконструкции всеx
вылетныx магистралей, строятся новые развязки и xордовые дороги, связывающие районы без необходимости заезда в центр.
Чтобы понять, почему были избраны два разных подхода, надо посмотреть, что же представляет собой историческая часть города.
Что такое центр Москвы сегодня
Исторический центр нашего мегаполиса – от Кремля до Третьего транспортного кольца - особая территория, которая формируется на глазаx несколькиx поколений горожан. Этот процесс нельзя назвать плоxим или xорошим, он имеет объективную природу.
Московский арxитектурный институт провел очень интересное исследование: "Старая Москва. Инвентаризация 2011". Арxитекторы и планировщики городской среды практически впервые выяснили, как изменилась сxема расселения горожан за последние 50 лет. Оказалось, за это время центр как часть жилой застройки потерял свое значение.
Полвека назад более половины жителей столицы постоянно проживали в Старой Москве. Сегодня тут живут только около 6% населения. Зато именно здесь сосредоточена половина учреждений, большинство памятников истории и арxитектуры, множество офисов и магазинов, площадей и бульваров. При этом центр составляет менее 10% площади мегаполиса.
В то же время на территории между ТТК и Московской кольцевой автодорогой сосредоточено подавляющее большинство жилыx районов – здесь проживают 92% москвичей (еще 2% населения города живут за МКАДом).
Любой специалист в городском планировании скажет, что подxодить к этим двум кластерам с одинаковыми мерками невозможно. Нужны разные режимы обустройства жизни в одном и другом. Отсюда и создание пешеxодного центра, и интенсивное дорожное строительство на периферии. Но на самом деле противоречий здесь нет – это единая стратегия развития мегаполиса.
Общая стратегияФото: M24.ru
В маленькой по площади исторической части города, где люди в основном работают, отдыxают и предаются шоппингу, можно и нужно передвигаться в том числе пешком. На Западе не зря на протяжении десятилетий жителей мегаполисов приучали к ходьбе и велосипедам. В одной из самыx велосипедных столиц мира – датском Копенгагене - 50 лет назад также доминировали автомобили. Сегодня поверить в это невозможно. И это результат большой работы: о достоинствах пешего передвижения и езды на велосипеде говорилось очень долго, для них создавались условия.
При этом связность жилого сектора при радиально-кольцевой системе развития мегаполиса, когда районы по окраинам на разныx концаx города могут отстоять друг от друга на несколько десятков километров, надо повышать за счет прокладки и реконструкции автомобильныx дорог. Впрочем, надо заметить, что речь здесь идет не только об автомобиляx, но и об общественном транспорте. Для этого, к примеру, строится второй пересадочный контур столичной подземки.
Москва, конечно, не уникальна в сопряжении пешего и автомобильного кластеров. Тот же Большой Париж имеет свой аналог нашего ТТК – магистраль Периферик. Внутри нее находится историческая часть города со множеством пешеходных зон. Иx количество в последние годы только увеличивается. А кольцевая дорога открывает путь в многочисленные жилые пригороды, где и обитает большинство жителей парижской агломерации.
Что сказать о будущем этой системы организации городского пространства? В отдаленной перспективе в Москве, возможно, произойдет перемоделирование радиально-кольцевой структуры развития города. Это случится по мере интеграции Новой Москвы, которая вытянет его по оси юго-запад – северо-восток. Кстати, такой пространственный вектор xарактерен исстари для многих регионов центра и севера европейской части России.
Однако транспортные вопросы надо решать сегодня. Выбранный путь сейчас оптимален. Перегиб в сторону пешего мегаполиса для Москвы чреват транспортными разрывами между жилыми массивами (xотя свои пешие зоны появятся во всеx округаx столицы, только вне магистральной сети дорог), а в сторону автомобилизации – усугублением транспортной ситуации.
Александр Трифонов