Министерство финансов подготовило проект поправок к закону об ОСАГО, которые должны защитить автовладельцев. Эксперты, опрошенные m24.ru, считают, что поправки не выгодны ни для страховщиков, ни для водителей. И могут стать предпосылкой для очередного повышения цен на полисы. Фото: ТАСС/ Антон Тушин
Согласно проекту, водителям предлагают три варианта наполнения полисов с лимитами выплат до двух миллионов рублей и возможность заключать договор более чем на год. Страховщикам же нужно самостоятельно устанавливать только коэффициенты, понижающие стоимость полиса.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил в разговоре с m24.ru, что основные поправки к закону об ОСАГО направлены на то, чтобы сделать тарифы более гибкими для страховщиков и индивидуальными для водителей.
"Основные поправки направлены как вектор на то, чтобы сделать тариф более индивидуальным для водителя, и для страховщика появится возможность маневрировать – это некая либерализация. Однако этот законопроект, на наш взгляд, не принесет пользу ни для страховщиков, ни для автолюбителей. И первая причина – это увеличение лимита по страхованию. На сегодня ОСАГО является убыточным направлением для страховщиков, и увеличение лимита по ОСАГО приведет к тому, что еще больше компаний откажутся от него и не захотят им заниматься. По нашей оценке, нынешние лимиты должны на ближайшее время оставаться, пока тариф не станет свободным", – пояснил исполнительный директор РСА.
Второй причиной неэффективности поправок Уфимцев назвал появление многолетних договоров, поскольку нестабильность рубля сказывается на цене заменяемых автозапчастей.
"К сожалению, из-за изменений курса валюты стоимость заменяемых частей очень сильно изменяется. Если сделать многолетний договор, то по нему стоит сразу делать высокий повышающий коэффициент, чтобы обезопасить страховщика от роста валюты и стоимости запчастей. Если же будет низкий коэффициент – страховщики откажутся от этих полисов", – заключил собеседник.
Адвокат Общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько отметил в беседе с m24.ru, что ОСАГО в целом невыгодно для страховщиков. Однако пока компании не спешат от него отказываться.
"Что касается заключения договоров более чем на год – это выгодно для водителей, поскольку они могут не опасаться повышения тарифов. Но что касается самой тенденции, когда страховщикам дается возможность устанавливать тарифы самим, может привести к тому, что ОСАГО в очередной раз подорожает. Страховщики постоянно говорят, что ОСАГО в некоторых регионах является убыточным. Но они пока от него не отказываются, потому что это одно из основных направлений их деятельности", – рассказал Радько.
Как считает юрист, государству "неплохо бы подумать на перспективу" того, как обеспечить страхование за счет бюджетных средств или задуматься о создании государственного страховщика.
"Не исключено, что страховые компании могут уйти с рынка или начать закрываться по разным причинам. Слишком много судебных решений, слишком много с них взыскивают. Получается, что страховщики всегда находят повод назвать ОСАГО невыгодным. Но мне кажется, что это (изменения в закон – m24.ru) делается, скорее, для того, чтобы создать общественное мнение и подготовить почву для нового витка роста цен на ОСАГО", – считает эксперт.