Фото: M24/Михаил Колобаев
Вдоль московских дорог появятся светодиодные светильники, которые могут менять яркость и площадь освещения в зависимости от погоды. Управлять ими будут из специального диспетчерского центра. Экспертная комиссия при департаменте градостроительной политики одобрила использование "умных" фонарей для освещения улично-дорожной сети, рассказал M24.ru первый замруководителя департамента Олег Рындин. В качестве пилотного проекта такие светильники появились в метро - на наземном перегоне между станциями "Кутузовская" и "Студенческая".
Комиссия по инновационным технологиям при департаменте градполитики решила включить светильники в реестр Московского территориального строительного каталога (МТСК). В дальнейшем департамент науки внесет "умные" фонари в перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства. После этого их будут использовать при выполнении работ по госконтрактам.
"Представленные светильники широко применяются на дорожных объектах в Калуге, - рассказал Рындин. - В качестве пилотного проекта светодиодные светильники были установлены в Москве на наземном участке перегона "Кутузовская" - "Студенческая". Они позволили снизить электропотребление более чем в пять раз". По словам чиновника, освещение на перегоне стало более ярким и равномерным, исчезло мерцание, цветовая температура приблизилась к естественному солнечному свету.
Пресс-секретарь ГУП "Моссвет" Мария Савваитова отметила, что на балансе Москвы пока нет управляемых фонарей. Отметим, что сейчас фонари включаются и отключаются по команде диспетчеров "Моссвета". Их время работы расписано заранее. График составляется на год вперед, точные часы и минуты указываются для каждых суток на основе среднестатистических данных о продолжительности светового дня в течение года. Диспетчеры не могут регулировать действие каждого фонаря отдельно.
Заведующий кафедрой транспортной телематики и робототехники Московского автодорожного института Владимир Власов отметил, что такие "умные" светильники меняют яркость и интенсивность в зависимости от степени освещенности улицы. Их можно, к примеру, включать раньше, если вдруг стемнело из-за пасмурной погоды.
"Такие светильники, как правило, оборудованы фотоэлементами, которые регулируют силу тока в зависимости от освещенности. Вечером и ночью, когда темно, такие фонари светят ярко, а когда на улице становится светло, то отключаются, что позволяет экономить энергию", - пояснил Власов.
По его словам, "умное" освещение применяется в Москве на информационных табло на остановках общественного транспорта. "Когда солнце светит прямо на светодиодное табло, они включают максимальную яркость. Ночью, когда информация и так видна, яркость уменьшается", - отметил Власов.
Заместитель генерального директора компании "Эдлайн Групп", ранее выступавшая автором концепции московского международного фестиваля "Круг света", Мария Черняк отметила, что "умные" светильники активно используются в Европе, на них также начинает переходить Китай.
"Это более современное и сложное оборудование, чем обычные фонари. Его установка дороже, но эксплуатация дешевле, а поскольку светильники энергоэффективные, то затраты на электричество также снижаются", - отметила Черняк.
Гендиректор компании "СтэпЭнерго" Сергей Лицоев сказал, что качественный светодиодный светильник для дорожного освещения стоит от 8 до 20 тысяч рублей. Это минимум в два раза дороже обычных фонарей.
"Если установить светодиодные устройства и подключить дистанционную систему управления, то окупаемость проекта составит менее 1,5 лет. Прокладывать новые кабели для новых светильников не нужно, можно использовать те, что питают нынешние фонари", - пояснил Лицоев.
София Сарджвеладзе