Форма поиска по сайту

Зеленый в центр: Андрей Мухортиков о том, как перенастроят светофоры в часы пик

Фото: probok.net

Автомобилистам часто приходится долго стоять перед светофорами, особенно в утренние часы пик, когда нужно быстрее доехать до центра на работу. Советник руководителя Центра организации дорожного движения Андрей Мухортиков в своей колонке на m24.ru рассказывает, как с помощью светофоров можно увеличить скорость движения на магистралях и ускорить утреннее движение "в центр".

Проезд у реки: сбылась мечта жителей юго-востока

Две недели назад в Москве открыли новую дорогу между Донецкой и Шоссейной улицами. Формально дорога называется "Проектируемый проезд 4386", но для многих тысяч людей этот проезд Долгожданный – с большой буквы. Дело в том, что до недавнего времени между районами Печатники, Марьино и Люблино на восемь километров железной дороги было всего два проезда – на Батайской и Иловайской улицах. Оба односторонние, проложены в низких и узких "скотопрогонных" тоннелях, построенных более 100 лет назад. Неудивительно, что транспортное сообщение между густонаселенными районами юго-востока столицы было крайне затруднено, причем в обе стороны.

Несколько лет назад в этом районе реконструировали железнодорожные мосты над Москвой-рекой, но связующей дороги тогда не сделали. С инициативой ее постройки еще в 2011 году выступил экспертный центр "Пробок.нет", идея была поддержана ЦОДД и департаментом транспорта, построил дорогу департамент капитального ремонта.

Фото: Пробок.нет



Интересно, что строительство 650-метрового проезда обошлась городской казне всего в 50 миллионов рублей. А ведь согласно Адресной инвестиционной программе, на дорогу между Донецкой и Шоссейной – правда, по немного другой трассировке – был заложен целый миллиард!

Не обошлось при строительстве без технических сложностей: пришлось перекладывать ряд непростых коммуникаций. Зато результат оправдал все ожидания: уже сейчас в часы пик интенсивность движения в двух направлениях превышает 1000 автомобилей в час!

Насколько велик народный спрос на проезд в этом месте, хорошо доказывает еще один интересный факт: до недавнего времени весьма популярными у автомобилистов юго-востока были годичные пропуска для проезда в Курьяновскую плодоовощную базу. Дело в том, что через ее территорию можно было проехать с Донецкой на Шоссейную в объезд забитого прокола на Иловайской! Теперь эта кормушка прикрыта: все желающие свободно и бесплатно едут по новому проезду.

Протянем Печатники

Конечно, после открытия дороги транспортная нагрузка на соседние участки увеличилась. Особенно это коснулось утреннего часа пик в районе Печатники, на улицах Шоссейной, Полбина и Южнопортовой. Чтобы помочь улицам района принять гостей, без стояния в пробках, мы готовим комплекс быстрых и эффективных решений по повышению пропускной способности узких мест. Внедрять их будем в два этапа: сначала займемся светофорами, затем настанет очередь дорожной разметки.

На светофорном этапе мы первым делом проанализировали дорожную ситуацию с помощью камер и определили, что в утренний час пик на многих перекрестках, как ни странно, есть запас пропускной способности. Просто поток машин в сторону области минимален, и время этих фаз можно сократить, а время фаз для направлений в центр – напротив, увеличить. Это мы и сделаем на 27 светофорах, начав с самых проблемных – скажем, с перекрестка Южнопортовой улицы и 3-го Угрешского проезда, пробка перед которым по утрам достигает двух-трех километров.

Вот светофоры, которые будем протягивать в утреннее время: Южнопортовая улица – 3-й Угрешский проезд; Южнопортовая улица – Угрешская улица – 7-я Кожуховская улица; Улица Гурьянова – Южнопортовая улица; Улица Гурьянова – улица Кухмистерова; Шоссейная улица – улица Кухмистерова; Шоссейная улица, 29; Шоссейная улица, 42; Шоссейная улица, 37 – улица Гурьянова; Шоссейная улица, 51; Шоссейная улица, 57; Шоссейная улица, 86 – улица Полбина; Шоссейная улица, 100; Шоссейная улица, 2 – улица Полбина; Шоссейная улица 31; Шоссейная улица, 11; Шоссейная улица – улица Гурьянова (м. Печатники); Шоссейная улица – Шоссейный проезд; Шоссейная улица, 46; Шоссейная улица – улица Коломникова; Улица Гурьянова, 1; Улица Кухмистерова – улица Гурьянова; Южнопортовая улица – улица Гурьянова 13, 15, 17; Улица Гурьянова – улица Южнопортовая; Улица Полбина, 25 и 56; Улица Полбина, 9 (Полбина - Батайская); Улица Полбина – улица Кухмистерова; Улица Полбина, 20.

Днем и вечером, по предварительным наблюдениям, серьезных проблем в Печатниках нет. (Исключение – тот же перекресток Южнопортовой и 3-го Угрешского, но источник проблем – узкая проезжая часть и железнодорожный переезд южнее перекрестка, на это светофорами и разметкой повлиять нельзя.) Действуя по принципу "не навреди", мы в дневное и вечернее время пока ничего менять не будем, но всегда готовы этим заняться, если проблемы проявятся. Все светофорные улучшения планируем реализовать уже этой зимой. Зимой же подготовим и предложения второго этапа, связанные с оптимизацией дорожной разметки: на многих перекрестках за счет смещения оси можно добавить ряд для движения налево или направо, особенно в зоне перекрестков. После анализа и измерения ширины проезжей части проекты предстоит начертить и согласовать, а их реализация планируется летом 2016 года, в сезон дорожной разметки.

Впрочем, успокою жителей Печатников: транзит люблинцев и марьинцев через район уменьшится уже в ближайшие месяцы. Это случится после открытия строящейся развязки у метро "Текстильщики": движение по Люблинской улице в сторону центра уберут в тоннель и на эстакаду, а светофор на перекрестке с Волгоградским проспектом ликвидируют. В результате автомобилистам Люблина и Марьина будет быстрее добраться в центр через на Люблинскую улицу, а новый проезд у реки будет использоваться в основном для межрайонных поездок. Выравнивание пропускной способности магистралей

Если углубиться в настройку светофоров, стоит отметить еще одно важное направление нашей работы. Речь о выравнивании пропускной способности магистрали; образно говоря, трасса должна быть канатом равной толщины, а не нитью с бусинами, движение должно быть ровным и размеренным. Если вся магистраль держится одним-двумя светофорами, надо на них продлить зеленый свет, подтянув их пропускную способность к соседям. И наоборот: если на каком-то перекрестке магистрали горит зеленый свет, а машины уже не могут проехать перекресток, т.к. за ним пробка, – лучше включить магистрали красный, выпустив машины с перекрестных направлений или дав перейти пешеходам.

Такая работа уже в основном проделана на Варшавском шоссе, где после реконструкции все светофоры были приведены в единый режим работы с длиной цикла в часы пик 180–210 секунд. Недавно мы отрегулировали утренний режим работы светофоров на перекрестке проспекта Андропова с Нагатинской улицей и улицей Новинки: проспект в центр стоит из-за ремонта моста, что позволило протянуть пересекающие улицы, по которым идет трамвай и выезжают жители Нагатинского Затона. Сейчас занимаемся Профсоюзной улицей: поступило несколько жалоб на режим работы светофоров. Мы проанализировали целую ленту перекрестков Профсоюзной с улицами Наметкина, Гарибальди, Дмитрия Ульянова, Обручева, Бутлерова, Нахимовским проспектом. Сейчас идет выработка и проверка решений, рассчитываем в течение месяца внедрить их.