Форма поиска по сайту

Подземные магистрали: как строятся автомобильные тоннели в Москве

В сентябре этого года в столице открылось движение сразу по двум тоннелям: по Алабяно-Балтийскому и тоннелю на пересечении Дмитровки с 3-м Нижнелихоборским проездом. Однако строительство подземных дорог на этом не останавливается.

Строительство тоннеля, или, как говорят строители, проходка, производится открытым и закрытым способами. При открытом способе работы ведутся на поверхности: роется котлован и непосредственно в нем строится тоннель. Однако у такого способа есть свои недостатки. Так, строителям приходится вскрывать асфальт, перекрывать движение, а иногда даже перекладывать проходящие на территории коммуникации.

При закрытом способе все работы производятся под землей, а на поверхности все остается по-прежнему: движение не перекрывается, а пешеходы и автомобилисты не испытывают неудобства.

Наиболее распространенным методом строительства тоннелей является так называемый "миланский способ", когда строители возводят стены тоннеля и укладывают перекрытия. По ним сразу же запускают движение транспорта. А под "крышей" продолжается строительство.

This browser does not support the video element.

Конструкции тоннеля тоже могут быть разнообразны. В тоннелях часто строят автостоянки, пешеходные переходы, торговые центры (их обычно размещают уже над тоннелем), размещают служебные и технологические помещения.

Кроме того, в тоннеле прокладывают коммуникации: водоотвод, вентиляцию и другие. В стенах строят ниши под пожарные и электрические щиты, светильники. В целях безопасности через каждые 100 метров делают эвакуационные выходы на случай чрезвычайных ситуаций.

На выездах иногда строят боковые тоннели для съездов и выездов на поверхность, что обеспечивает двухуровневую развязку.

Строительство тоннелей в Москве

В Москве при строительстве тоннелей рабочие часто сталкиваются с рядом трудностей. Так, при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля строителям пришлось возводить железобетонный щит весом в несколько тысяч тонн между стройкой и линией метро, а также заключить реку Таракановку в бетонный коллектор. 6 сентября открылось одностороннее движение по трем полосам Алабяно-Балтийского тоннеля. Полностью движение по тоннелю планируют открыть только через 2 месяца. В рамках этой работы будут также адаптированы все прилегающие к тоннелю дороги районного значения. Длина Алабяно-Балтийскиго тоннеля – 1935 метров, закрытая часть – 1565 метров. Глубина прохождения - 25 метров.

Тоннель проходит под Ленинградским проспектом, двумя транспортными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским), Замоскворецкой линией метро, станцией "Подмосковная" Московской железной дороги, соединяет улицы Алабяна и Большую Академическую. Он обеспечит прямое сообщение Дмитровского шоссе с Карамышевской набережной, Ленинградским и Волоколамским шоссе, а также разгрузит прилегающие внутриквартальные улицы районного значения.

В тоннеле предусмотрено движение общественного транспорта по выделенной полосе, причем здесь будут ходить не только автобусы, но и троллейбусы.

Еще одним недавно запущенным в эксплуатацию стал тоннель на пересечении Дмитровки с 3-м Нижнелихоборским проездом. Он позволит организовать транзитное движение по Дмитровскому шоссе. По боковым проездам будет осуществляться местное движение транспорта и разворот.

Длина нового объекта составила 694 метра, а ширина проезжей части - 29 метров (по 3 полосы в каждом направлении). Его строительство началось в феврале 2013 года. При этом нормативные сроки работ были сокращены практически на полгода – с 18 до 12 месяцев.

Строительство автомобильных тоннелей в Москве на этом не заканчивается. Тоннель планируется построить в рамках реконструкции Рябиновой улицы, расположенной на западе Москвы. Длина тоннеля составит 604 метра. Он пройдет под Киевским направлением МЖД и станет 6-полосным, а на участке от тоннеля до Мичуринского проспекта – 8-полосным.

Также предполагается построить тоннель по ходу Аминьевского шоссе на пересечении с улицей Артамонова. По замыслу разработчиков проекта, тоннель будет трехполосным в каждом направлении. Кроме того, тоннель могут построить на участке Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью на юго-востоке Москвы

Рекордсмены среди тоннелей

Самым длинным тоннелем в мире является Лердальский тоннель в Норвегии. Он является частью европейской автомагистрали между городами Осло и Бреген. Его длина составляет 24,5 километров.

Тоннель разделен на четыре различные секции, каждая из которых отделена от другой горной пещерой. Пещеры оборудована специальным освещением, которое создает иллюзию вождения при дневном свете.

Гимринский тоннель. Фото: ИТАР-ТАСС

Гимринский тоннель является рекордсменом среди тоннелей в России. Окончательное открытие тоннеля состоялось 2 октября 2012 года. Он расположен в Дагестане и соединяет Буйнакск и село Гимры. Длина Гимринского тоннеля – 4303 метра.

В Москве самым длинным тоннелем является Лефортовский – 3246 метров. Он является частью третьего транспортного кольца и проходит под рекой Яузой и Лефортовским парком. Однако слава у тоннеля печальная. Его часто называют "тоннелем смерти" из-за многочисленных ДТП.

В 2008 году планировалось начать строительство тоннеля-гиганта, длина которого должна была составить 4,85 км. Он должен был пройти под музеем-заповедником "Коломенское" через район Нагатинский затон до станции метро "Печатники". Однако проект не был осуществлен.