В Москве для улучшения ситуации на дорогах активно строятся развязки, эстакады, новые участки дорог. Однако в некоторых случаях бороться с пробками можно и локальными способами, оптимизируя сеть дорожного движения. О дешевых и быстрых методах, улучающих трафик на дорогах, в новой колонке на m24.ru рассказал советник руководителя ГКУ "Центр организации дорожного движения" Андрей Мухортиков.
Пять этапов оптимизации дорожного движения
До 80 процентов дорожных проблем можно решить или сильно облегчить с помощью пяти этапов оптимизации дорожного движения. Суть методов заключается в том, чтобы "выжать" из проблемного места все транспортные резервы быстро и дешево.
Первый этап: светофорное регулирование
У большинства светофоров колоссальный потенциал, а их настройка – самый недорогой и быстрый путь оптимизации движения. Что можно сделать, если проблема в одном светофоре, то есть до него и после него поток движется нормально, а непосредственно перед ним регулярно собирается пробка? Можно заполнить пустующие направления цикла (скажем, включить или добавить правоповоротные секции), установить кнопку пешеходного перехода, увеличить время работы отдельных фаз, включить в цикл веерную фазу, когда с востребованного направления поток свободно едет налево, прямо и направо. Каждый год ЦОДД настраивает таким образом сотни светофоров в Москве в наиболее проблемных местах, определенных нашими специалистами.
Если проблемных светофоров несколько, изменения лучше вводить на всех сразу. Например, в конце прошлого года открыли проезд между Донецкой и Шоссейной улицами, после чего значительно увеличился поток в Батайском проезде. Мы увеличим автомобильную фазу с 25-30 до 45 секунд сразу на пяти светофорах, а на четырех из них должны отремонтировать кнопки включения пешеходного режима.
This browser does not support the video element.
Очень эффективный способ оптимизации движения – синхронизировать светофоры, находящиеся рядом, тогда они будут работать как один, не будут рвать транспортный поток. Так, несколько месяцев назад сбылась давняя мечта десятков тысяч автомобилистов Южного округа: два светофора на Варшавском шоссе у станции метро "Нагатинская" заработали в синхронном режиме. И этот перекресток больше не является бутылочным горлышком в сторону области, а в сторону центра он пропускает столько же транспорта, сколько следующие перекрестки. Уже объединены четыре светофорных объекта на площади Тверская Застава и в ее окрестностях. Таким образом, удалось избавить площадь у Белорусского вокзала от самозапирания: транспортный поток перестал напоминать змею, кусающую свой хвост.
Любимый многими и наиболее известный в народе способ протяжки магистралей – зеленая волна. Это та же синхронизация светофоров, но со сдвигом, настроенным на определенную скорость проезда между ними. Недавно такой режим мы ввели на Липецкой и Бакинской улицах. Зеленая волна полезна не только для пропускной способности, но и для безопасности, она позволяет практически не останавливаться. Ведь мчаться со скоростью 100 км/ч на улице, где волна настроена под скорость 60 км/ч, просто неудобно: вместо спокойной езды без остановок, придется играть в разгон-торможение на всех светофорах!
Второй этап: изменение дорожных знаков и разметки
В дорожной разметке таится ничуть не меньший потенциал, чем в светофорах. Отличные результаты показала направляющая разметка: едущие прямо остаются в своих полосах, а перестраиваться должны лишь поворачивающие налево и направо. Это повышает не только безопасность, но и скорость движения. Такие проекты в 2015-м были реализованы на Садовом кольце у площади Красных ворот и на проспекте Андропова перед Нагатинской улицей.
Очень эффективно и сужение полос: за счет сокращения их ширины с четыре-пять метров до допускаемых ГОСТами 3-3,25 м можно добавить дополнительный ряд для левого или правого поворота без расширения проезжей части. С использованием этого метода в 2016 году будет реализован масштабный проект по ликвидации бутылочного горлышка на Тверском путепроводе перед площадью Тверская Застава. Сейчас восемь полос Ленинградского проспекта из области– четыре на основной части и четыре с дублера – упираются в четыре полосы на мосту, причем ни одна из полос с дублера не прикрыта островком безопасности. Неудивительно, что здесь хронические пробки.
Кто-то скажет: "Но ведь узкое место тут не кончается, на Тверской все равно лишь четыре полосы". На самом деле после путепровода в центр бутылочного горлышка нет! В распоряжении автомобилистов фактически восемь полос: помимо Тверской улицы, есть три полосы 2-й Брестской улицы и одна полоса Грузинского Вала! Просто из-за узкого места на мосту до них трудно добраться. Что мы здесь вскоре поменяем? Во-первых, ширина путепровода 35 метров позволяет организовать на нем 10 полос вместо нынешних девяти – по пять полос в область и в центр. Во-вторых, в сторону центра въезд на три полосы слева будет с основного хода Ленинградского проспекта, а на две полосы справа - с дублера.
This browser does not support the video element.
Кстати, этот выезд с дублера будет надежно прикрыт островком безопасности. Предназначение островков – обезопасить выезд и зону слияния потоков, успокоить движение, мотивировать водителя снизить скорость. Этот метод дает очень хорошие результаты: в 2015-м это сделано на проспекте Вернадского у станции метро "Юго-Западная", в этом году прикроем так же выезд с МКАД на Алтуфьевское шоссе.
Все вместе три разметочных метода позволяют реализовать принцип: "Машины занимают только ту часть асфальта, которая необходима для движения или парковки. Вся остальная должна быть расчерчена островками безопасности или отдана пешеходам". В 2016-м эти методы будут применены еще в 40-50 местах. Уже одобрены проекты по переразметке проспекта Вернадского перед Тропаревской улицей (два ряда под левый поворот), Воробьевского шоссе (добавим по одной полосе в каждую сторону), проезда Дежнева на перекрестках с Полярной, Ясной улицами и проезда Шокальского (вместо шести полос будет семь, что позволит обособить левые повороты создать новый левый поворот с Дежнева на Заповедную).
Третий этап: установка нового светофора
Этот метод обеспечивает и безопасность, и справедливый, регулируемый доступ к дороге каждому направлению. Многие водители не любят светофоры, однако при нормальной настройке большинство из них не только не увеличит пробки, а порой даже ускорит движение (например, облегчит левые повороты).
Стоимость установки светофоров на одном перекрестке − от двух до десяти миллионов рублей, сроки до двух лет (хотя в экстренных случаях, бывает, их ставят и за неделю).
Четвертый этап: локальные уширения в зоне перекрестков.
Когда ряды сузить нельзя, единственный выход – уширять проезжую часть, добавляя лево- или правоповоротные полосы перед перекрестком. Достаточно расширить проезжую часть за 100-200 метров до перекрестка.
Пятый этап: строительство новых проездов, дорожных связок
Тем самым мы снижаем перепробеги, создаем альтернативные маршруты, разгружаем забитые соседние участки и наполняем малоиспользуемые тупиковые.
Десятки реализованных за четыре года предложений граждан и экспертов обошлись городу в несколько сотен миллионов рублей. А сэкономили миллиарды: оказалось, для ликвидации десятка пробок строить эстакады пока не нужно.