Форма поиска по сайту

Юбилей крымского джаза. От новоорлеанской классики до современной электроники

джаз фестивали культура

06 сентября 2017, 15:01

Репортаж Алексея Певчева с главного джазофого события года – фестиваля Koktebel Jazz Party.

Джо Ласти. Фото: Евгения Новоженинова. Предоставлено организаторами фестиваля

Искать джаз на набережной Коктебеля днем в конце августа бессмысленно: по раскаленному променаду бродят толпы одетых и раздетых людей, громыхает русскоязычная попса и шансон, из многочисленных кафе доносится запах общепита.

Посреди испепеляющего зноя даже приглашения на морские комфортабельные прогулки вызывают отторжение. Пляжные разводилы с голубями и соколами в руках предлагают "подержать птичку", что для наивного "матрасника", не вооруженного убедительными контрдоводами, может закончиться расставанием с тысячей рублей. Старожилы коктебельского отдыха впадают в состояние "сиесты" и прячутся в тени отелей и частных апартаментов, предпочитая выбираться на набережную ближе к вечеру.

В это время жара спадает, сервис становится менее навязчивым и душным, а репертуар местных заведений заметно расширяется. Шансон и попса не исчезают, но к дому-музею Волошина, подтягиваются рокеры с гитарами, в кафешках диджеи встают за вертушки, уличные музыканты собираются в импровизированные составы. Людской поток уплотняется, раздражение чуть отступает, и курортная набережная превращается в огромный змеевидный поток, струящийся в разных направлениях.

Фото: Владислав Сергиенко. Предоставлено организаторами фестиваля

Вот тут-то за холмом Юнге и начинается джаз! В Коктебель он приехал пятнадцать лет назад, когда нынешний генеральный директор российского международного информационного агентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев (в то время – журналист и телеведущий) и его украинские друзья Лина Млинарич, Владимир Соляник и Кирилл Вышинский задумали посредством музыки помочь восстановлению дома-музея Волошина. Помогли, но идею проведения ежегодного фестиваля не забросили. Постепенно из палаток под Кара-Дагом переехали на сцену, расположенную на площади перед волошинским домом, число поклонников "Джаз Коктебель" стало исчисляться тысячами, и на него стали приезжать самые разнообразные гости. Организацией и освещением занялись агентство "Россия сегодня", "Красный квадрат" и канал "Россия".

Одним из главных достоинств, по мнению тех, кто бывал на первых фестивалях в Коктебеле, была мультиформатность. Кроме очевидных джазовых артистов, сюда приезжали The Cinematic Orchestra, Telepopmusic, Parov Stelar, Red Snapper, The Tiger Lillies, Горан Брегович, "Вопли Видоплясова", "Аквариум" и многие другие. Фестиваль, несмотря на слово "джаз" в самом названии, куда больше подходил под определение world music, ориентируясь не на чистоту жанра и уместность имен, а на общий драйв и атмосферу.

"Коктебель джаз" проводился в начале сентября, в то время, когда в поселок со всего Черноморского побережья стягивались любители неформального отдыха – от загорелых хиппи с тамтамами до модных рейверов, получивших свою ежегодную дозу электронного фана на фестивале KaZantip. "Коктебель-джаз" был финальной точкой лета, на которой кроме музыки, тусовщики подводили итоги, знакомились и строили планы на следующий отпускной сезон.

Фото: Владимир Астапкович. Предоставлено организаторами фестиваля

Новый исторический этап в жизни Крыма внес свои корректировки. Фестиваль никуда не исчез, но при этом плавно раскололся на две независимые музыкальный формации – Koktebel Jazz Festival и Koktebel Jazz Party. Первая переехала под Одессу и оставила себе прежнее название и формат. Вторая осталась в Коктебеле и, несмотря на обманчивое-расслабленное обозначение party, приобрела серьезный размах и определенную чопорность. Фестиваль сконцентрировался на джазе – преимущественно традиционном, с легким креном в развлекательно-образовательную сторону.

Свой 15-й день рождения, Koktеbel Jazz Party справлял за холмом Юнге на огромной модифицированной и оснащенной всем необходимым сцене. На сегодняшний день Koktebel Jazz Party, пожалуй, единственный в России джазовый фестиваль, нацеленный на массового зрителя, но упорно не желающий идти на серьезные компромиссы.

Отбором артистов занимаются два арт-директора: радиоведущий Михаил Иконников и известный московский музыкант Сергей Головня. Именно они формируют лайн-ап фестиваля, и, собственно, благодаря им на Koktebel Jazz Party вряд ли когда-нибудь появятся Сати Казанова, Диана Арбенина, Варвара Визбор и другие граждане. Как бы все они к джазу ни тяготели, и какими бы в глубине души джазменами ни являлись.

Лайнап фестиваля Koktebel Jazz Party 2017 до последних дней держался в секрете, и ничего удивительного здесь нет: санкции никто не отменял, и реакция на участие тех или иных артистов могла быть самой непредсказуемой, несмотря на то, что сами музыканты серьезного значения этому не придают.

Club Des Belugas. Фото: Владимир Астапкович. Предоставлено организаторами фестиваля

Как теперь принято говорить, погода внесла свои коррективы, причем такие, что от концертов первого дня по-началу решили отказаться. Но приехать на фестиваль и не сыграть на нем – это не про джазменов. Когда стало понятно, что ждать милостей от природы не придется, действо перенесли на локальную VIP-площадку, куда набилось критическое количество счастливой публики, выпившей десятки литров кофе и насладившейся джазовой классикой в клубном формате.

Старт был дан импровизированным сетом зажигательного состава новоорлеанского барабанщика Джо Ласти, далее на небольшую, но уютную сцену, вышел потрясающий саксофонист Джесси Дэвис, а продолжилось все выступлением биг-бэнда Сергея Головни SG BIG BAND и коллективом Давида Голощекина. В первый день, как и было запланировано, акцент был сделан на классический джаз, за который неизменно горой стоят все вышеперечисленные музыканты. К сожалению, лишь небольшая часть публики сумела насладиться сокращенным выступлением Authentic Light Orchestra Валерия Толстова, не так давно поработавшего с пианистом Тиграном Амасяном и экс-барабанщиком легендарной группы The Police Стюартом Коуплендом над сольным альбомом Сержа Танкяна из System Of A Down. Легкая надежда на то, что выступление ALO перенесется на второй день, быстро развеялась – артистов ждали на следующем концерте.

Утро нового дня и спокойное море принесло надежду на то, что второй день пройдет в запланированном режиме. Музыканты прятались в тени гостиниц, лишь планово выбираясь на микроавтобусах на саундчеки и пресс-конференции. Беседы проходили динамично, журналисты легко получали ответы на самые животрепещущие вопросы – от профильных музыкальных, до неизменно волнующих крымчан – не боятся ли джазовые гости санкций от Госдепа. Гости не боялись. Кто-то из них отправился в дом-музей Волошина и в "Артек" послушать детские джазовые коллективы, кто-то остался следить за саундчеком коллег.

Фото: Евгения Новоженинова. Предоставлено организаторами фестиваля

Первый джазовый вечер в Коктебеле 2017 начали выступлением Joe Lastie’s New Orleans Sound – группы приглашенной в Коктебель генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Киселевым, после того, как он увидел их выступление непосредственно в Новом-Орлеане. Решение поставить коллектив Джо Лести первым выглядело вполне оправдано. Поющий хриплый трубач Мервин Кэмпбелл, четкие барабанные брейки Лести и нестареющая классика, одинаково известная публике, как по старым пластинкам Луи Армстронга фирмы "Мелодия" – Hello, Dolly, Wonderful World, так и по мультфильму "Серый волк энд красная шапочка" – Mack the Knife – стало лучшим началом для встречи с публикой. Шоу Joe Lastie’s New Orleans Sound с хождением в народ закончилось братанием и поздравлением одного из участников коллектива с днем рождения. Выглядело это красиво!

Валерий Пономарев – трубач, представитель старой гвардии отечественного джаза, но именно он как никто другой оказался открыт для новых форм. Его появление на фестивале – визит старого друга. Много лет живущий в США, он одинаково внимательно следит за всеми мировыми джазовыми течениями, да и его появление в 2014 году в Коктебеле – можно считать одним из самых успешных за всю историю Koktebel Jazz Party. В этот раз Валерий обошелся без американо-японского состава, но никуда не делись общий драйв и доверительная манера общения с публикой. Манера, в очередной раз разрушившая миф о том, что джаз – музыка, если не "толстых", то "высоколобых" эстетов.

Игоря Михайловича Бриля представлять любителям джазовой музыки вряд ли стоит. Не нуждаются в этом и его сыновья – Александр и Дмитрий, к слову – однокурсники одной из главных звезд современного российского джаза – пианиста Якова Окуня. На сцене с Brill Family работали барабанщик Александр Зингер и контрабасист Макар Новиков. Программа, которую джазовое семейство преподнесло в этом году не сильно отличалась от программы прошлого, но вряд ли это внесло в прием серьезный диссонанс.

Club Des Belugas стали, пожалуй, одой из главных удач организаторов. Пока представители ню-джаза нечастые гости гости в Коктебеле, но именно их публика ждет с особым чувством. Лидеры этого направления вроде The Cinematic Orchestra и De Phazz, как уже было сказано, играли здесь раньше. Модель джаза этой конструкции, впитавшая в себя как четкие каноны жанра, так и его переосмысление через фанк, соул и современную электронику, в контексте "джаза на пляже" оказалась максимально гармоничной. Именно на сет этих немцев подтянулась аудитория, предпочитающая современный звук, не просто корректно выходящий за рамки стиля, но предлагающий яркий и модный подход, базирующийся на неизменной важной джазовой платформе. Cостав Club Des Belugas был усилен контрабасом российского музыканта Владимира Кольцова-Крутова. Зажигательный и яркий сет Club Des Belugas, вселил надежду на то, что в ближайшие годы организаторы не обойдут вниманием и других представителей ню-джаза от Gabin до Funki Porcini.

Первый фестивальный день закончился на сцене, но никак не в местном кафе "Карадаг", где джем с участием великолепной контрабасистки Дарьи Антоновой, саксофониста Сергея Головни, вокалиста Мервина Кэмпбелла и целой команды музыкантов-добровольцев, фланировал в диапазоне от бибопа к джайву через рок-н-ролл и обратно, до первых лучей солнца.

Второй день открывал ансамбль Double Bass Progect – интернациональный проект контрабасиста, бас-гитариста и виолончелиста Макара Новикова, где основное внимание было приковано к голландской вокалистке Хиске Оостервийк. За хрупкой спиной Хиске – Консерватория Принца Клауса в Гренинге и два альбома. Диапазон музыкальных интересов от джаза и The Beatles до соула и французского шансона. То, что делают Double Bass Progect лежит скорее в области салонного лаунджа, который вполне подходит под определение "французский джаз-рок".

Brazil All Stars Band – коллектив, возглавляемый легендарным джазовым пианистом Андреем Кондаковым, вполне может претендовать на звание самого звездного состава Koktebel Jazz Party. В первую очередь BASB – детище Андрея и легендарного нью-йоркского бас-гитариста Сержио Брандао, переигравшего с огромным количеством музыкантов от Weather Report до Black Eyed Peas. Этот состав уже однажды играл в Коктебеле, но на этот раз музыканты предложили публике куда более спокойную программу.

Фото: Евгения Новоженинова. Предоставлено организаторами фестиваля

Интернациональный ансамбль Якова Окуня в составе Лью Табакин, Байрон Лэндем, Ясуши Накамура и Сергей Головня играл привычную виртуозную джазовую программу, когда в перерыве между композициями, ведущие фестиваля Ольга Скабеева и Эрнест Мацкявичус представили "любителя джаза" президента России Владимира Путина. Президент поприветствовал собравшихся и спокойно расположился в первом ряду партера, принимая джазовый привет – попурри из "Город над вольной Невой" и Blueberry Hill. Когда и как он уехал никто и не заметил: президент покинул зал по-джазовому – тихо и корректно.

Ансамбль Окуня плавно перешел на ТВ-мост с Ереваном, поджемововав с составом великолепного пианиста Ваагна Айрапетяна, и уступил место Latin Jazz Band во главе с легендарным 80-тилетним Эдди Пальмери – десятикратным обладателем "Грэмми" и наивысшей джазовой премии NEA Jazz Master. Пальмери и его бэнд выдали сет из сальсы и латиноамериканского джаза. Красивый, спокойный, возможно не очень подходящий для привычного бравурного финального выступления, но очень уместный для того, чтобы сказать: "До новой встречи с джазом, Коктебель!"

Алексей Певчев