Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
К лету 2015 года в столице откроется "Клуб друзей зоопарка". Об этом M24.ru сообщила руководитель пресс-службы Московского зоопарка Ольга Вайншток. Члены клуба за ежегодный взнос от 1,5 тысяч рублей смогут бесплатно гулять по саду, смотреть любые экспозиции и участвовать в специальных мероприятиях. Кроме того, друзья зоопарка получат десятипроцентные скидки в сувенирных лавках, точках питания и интернет-магазинах. Членские сборы клуба пойдут на благоустройство вольеров, организацию праздников и лекций. Кроме того, "Друзья зоопарка" проспонсируют возвращение животных в дикую природу. Так, зоопарк хочет вернуть в степи лошадей Пржевальского, а журавлей переселить в заповедники.
"Проект "Клуб друзей зоопарка" находится на финальной стадии подготовки и запустится к лету 2015 года, - рассказала Вайншток. - Мы планируем ввести пять категорий членства, для каждого создадим карточку со своим дизайном и названием. "Друзьям" также выдадут значки и сертификаты. А имена участников проекта будут собраны в специальном разделе на сайте парка".
Стоимость членства в клубе составит от 1,5 тысяч рублей в год. Какой будет самая высокая цена за дружбу с парком, пока не раскрывается. Для каждой из категорий "друзей" сформируют пакет бонусов. "Бесплатный проход на территорию и возможность посещения любой экспозиции будут доступны всем членам клуба, остальные бонусы подключаются в зависимости от типа членства", - добавила Вайншток.
В качестве поощрений "друзьям" предложат посетить специальные лекции и экскурсии только для членов клуба, бесплатно пройти по маршруту одной из общедоступных экскурсий зоопарка, а также воспользоваться комнатой отдыха во время прогулок. Некоторые участники получат и десятипроцентные скидки в сувенирных лавках, интернет-магазине и точках питания на территории зоопарка.
"Средства, полученные от друзей зоопарка, пойдут на реконструкцию и благоустройство вольеров, работу с посетителями с ограниченными возможностями, экологические акции, а также экспедиции для возвращения диких животных в природу", - отметила Вайншток.
Сейчас у зоопарка есть несколько проектов с приучением животных к жизни в диких условиях. В частности, учреждение пытается вернуть в степи лошадей Пржевальского. "Это очень длительный и трудоемкий процесс. Мы сотрудничаем с заповедниками, где наши подопечные живут несколько лет, прежде чем вернуться к полностью самостоятельной жизни. Мы хотим, к примеру, переселить в заповедник журавлей", - заявила Вайншток. Сейчас на возвращение животных в дикую среду тратятся средства, которые зоопарку удалось сэкономить. Точную сумму назвать Вайншток затруднилась - объем средств варьируется от месяца к месяцу.
"Друзья зоопарка" смогут убедиться в том, что они вкладывают средства не напрасно. Парк будет регулярно отчитываться перед ними. Периодичность отчетов еще не определена.
Биолог и охотовед Георгий Скворцов поддержал инициативу столичного зоопарка. Он заявил, что успешные опыты с переселением животных из зоопарков в России уже были. "Например,
в Тверской области возвращают в природу медвежат из цирков и зоопарков. Самое важное в этом случае, пока медвежонок живет в заповеднике, свести к минимуму его контакты с людьми", - рассказал эксперт. По его словам, даже для кормления сотрудники заповедников одеваются в специальные плащи, которые скрывают форму тела, чтобы медвежата не ассоциировали появление пищи с присутствием человека.
"Если уход был правильным, и у животных разрывается связь с человеком, они начинают снова воспринимать людей как опасность и успешно начинают самостоятельную жизнь", - добавил Скворцов. При этом при переселении следует также выбрать место, максимально удаленное от населенных пунктов, чтобы животные не выходили к людям.
Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин отметил, что зоопарку не следует делать слишком много категорий "друзей зоопарка". Сама по себе возможность бесплатно год посещать сад, заплатив 1,5 тысячи рублей и получив абонемент с каким-нибудь бонусом - это неплохая задумка для программы лояльности, отметил Березин. И она пользовалась бы спросом у семей с детьми, особенно тех, что проживают недалеко от зоопарка и могли бы ходить туда просто на прогулки. "Но на этом можно было бы и остановиться с рядовыми потребителями. Это простая и понятная схема. А пять категорий "друзей зоопарка" могут иметь обратный эффект. В прямую зависимость ставить объем пожертвования и сорт дружбы – неудачный маркетинговый ход", - заявил Игорь Березин.
По его мнению. спонсорством должны заниматься обеспеченные люди и корпорации, но им нужен другой набор поощрений. "Например, для них можно создать площадки для проведения тим-билдинга на территории зоопарка. Такие практики есть в зарубежных зоопарках и на спортивных стадионах", - рассказал эксперт.
Дарья Миронова