Недавно стало известно, что в Москве может появиться должность ландшафтного архитектора. Об этом сообщила замглавы отдела по контролю за содержанием зеленых насаждений Мосзеленхоза Людмила Цыганова. По ее словам, в городе нужно создать государственную программу "Столичное озеленение" и соответствующие органы с квалифицированными специалистами.
О том, как озеленять мегаполис, облагораживать столичные парки и создавать необычные цветочные инсталляции, в интервью M24.ru рассказал художественный руководитель мастерской ландшафтного дизайна "Артеза" Сергей Курдюков.
- Что делать, чтобы растения приживались в городской среде?
- Прежде всего необходимо соблюдать агротехнику при посадке. Разработаны определенные нормы по глубине посадочной ямы, замене грунта, однако сейчас они далеко не всегда соблюдаются. Растения получают не то питание, не то количество влаги, которое им нужно. Если растения нездоровы, у них ниже сопротивляемость вредным воздействиям.
Второй фактор – это подбор растений, которые лучше чувствуют себя в условиях загазованности, более долговечны. Например, лиственные растения живут дольше: тяжелые металлы накапливаются прежде всего в листьях, которые обновляются каждый год. Хвойные чувствуют себя хуже, потому что хвоя держится дольше, чем листва. Кроме того, в городе нужно чаще поливать деревья и растения, потому что естественная влага ненадолго задерживается в почве.
- Какие растения лучше всего высаживать в городе?
- Среди деревьев это достаточно стандартный набор: липа, клен... Я помню то время, когда на Тверской по обеим сторонам улицы были липы, в тени которых можно было ходить. Сейчас этого уже нет. Плохо переносят загазованность ель, береза, сосна.
В уличном озеленении у нас недостаточно используются кустарники. Они довольно хорошо чувствуют себя в городских условиях, а некоторые виды вполне соразмерны низкорослым деревьям - имеют высоту 4-5 метров. Среди них - клен Гиннала и клен Татарский. В Москве они есть на Старой площади и на улице Куусинена.
- Ваша компания участвует в конкурсе на проект парка "Ходынское поле". В одном из интервью вы сказали, что представите очень смелое и креативное решение. Что это будет?
- В этом парке смогут найти для себя занятие и жители окружающих кварталов, и люди, приезжающие в торговые центры в этот район. Это парк полукруглой формы - развернутого веера. Посередине проходит непрямая ось, которая будет соединять выходы из станций метро с торговым центром. На ней будет расположен водоем сложной формы с островом, на котором разместится кафе. У людей, приходящих туда, будет создаваться ощущение, что они сидят на воде.
От центральной оси будет постепенный переход к большим полянам, на которых смогут гулять мамы с колясками, посетители с детьми, там будут проходить спортивные занятия. Детские площадки тоже предусмотрены, они будут располагаться не в одном месте, а по всему парку. По периметру парка сделают велосипедную дорожку. Причем, если посетитель, который выбрал для себя спокойную лесную зону, захочет поесть, ему не нужно будет идти на другой конец парка. Везде будут размещены точки питания.
- В последнее время стало модным сотрудничать с иностранными специалистами: проектировщиками, архитекторами, дизайнерами. С чем это связано?
- Тенденция связана с тем, что нам необходимо развитие и разнообразие изобразительного, ландшафтного языка. Начиная с 1917 года, мы "варились" в определенной советской среде. Советская ландшафтная школа была очень своеобразной. Понятие "частного сада" практически отсутствовало, существовало только парковое направление. И только 23 года назад начало развиваться понятие "частный парк". Мы привыкли работать с определенными формами и масштабами.
Подготовка кадров в ландшафтной среде в России немного отстает. Для развития пространственного мышления у российских архитекторов и приобретения нового опыта требуются иностранные специалисты.
This browser does not support the video element.
В конечном счете, нам нужно получить достаточно быстрый результат, городу некогда ждать. Иностранные специалисты имеют наработки, знают, как этого результата быстрее достичь. Но в то же время мне доводилось работать с ландшафтными архитекторами из разных стран, и я ни разу не видел проекты, которые можно было бы нетронутыми перенести в наш город и реализовать - иностранцы не вполне представляют себе наши климатические реалии. Требуется адаптация их проектов под наши условия.
Мы нужны друг другу, и я думаю, что в ближайшее время эта тенденция будет нарастать, а потом со временем снизится, и городскими проектами будут заниматься в большей степени российские архитекторы.
- Какие ландшафтные проекты сегодня нужны столице?
- Москва относится к достаточно "зеленым" городам, к весьма озелененным столицам Европы. Но специфика Москвы в том, что озелененные площадки сконцентрированы в нескольких крупных массивах, например, в Измайлово, Сокольниках, Битцевском парке. В центральной части города зелени явно не хватает. Такие зеленые оазисы уже появляются в Москве - на Театральной площади, в Столешниковом переулке, на перекрестке с Петровкой. Это могут быть небольшие кусочки зелени, но эмоциональное состояние, настроение там меняются.
В центре тоже есть парки, но их трудно назвать зелеными. Там требуется замена старых и больных растений, которые уже исчерпали свой ресурс, отсутствуют кустарники, которые создают изолированные оазисы, защищающие от неблагоприятной городской среды. Этого не хватает. На эти доработки не требуется больших денежных средств.
This browser does not support the video element.
Программа максимум - привнести эстетическую гармонию в эти места. Сейчас, приходя в городской парк, на детскую площадку, я вижу три временных этапа, когда выделялись деньги. Одна площадка относится к 70-м годам, вторая сделана в 90-х, третья – в двухтысячных. Они совершенно разностильные, в них использованы разные материалы - смотрится дико. Их не мешало бы привести в порядок.
- Сейчас в городе появилась идея создавать вертикальные сады. Как их планируется размещать?
- В разведение вертикальных садов я не очень верю. Вертикальное озеленение нужно и возможно, оно в Москве присутствует, но явно недостаточно. К нему относятся лианы, виноград "Девичий" и "Амурский", можно еще виноград "Древогубец круглолистный" использовать. Этим растениям не нужен специальный полив, для их питания можно использовать отвод ливневых вод. Они могут достигать высоты 10-15 метров. В городе довольно много мест, где растут старые лианы.
Вертикальные сады - это создание некой композиции. Их очень сложно разводить в городе, они требуют дополнительного автоматического полива. Посадить композицию можно, но мы не сможем обеспечить ее долговременное существование в наших климатических условиях, на высоте, и видов растений, которые могли бы существовать в наших условиях, не так уж много. Кроме того, на высоте климат резко меняется - усиливается ветер, особенно зимой.
- Сложно ли в Москве озеленять крыши? Какие растения для этого подходят?
- У нас есть такой опыт: мы высаживали на крышах газоны, кустарники, у нас даже росла сирень на крыше, примерно на уровне 17 этажа. Крыша у этого здания была сложной конфигурации, сирень росла в закутке, защищенном от ветра. Помимо этого, там был газон, росли многолетники. Мы создали для них ветровую защиту, ведь основная проблема на такой высоте – это ветер, он высушивает растения. Кроме того, зимой не работает система автополива. Но вообще, я думаю, что пробовать можно - без ажиотажа и взвешено. В Москве достаточно мест, где это можно делать. Большие деньги я бы не стал вкладывать, а вот локально – вполне возможно.
- Как вы относитесь к экограффити? Летом на стене Дома книги на Арбате появилось надпись из мха "Москва – зеленый город". Это чисто дизайнерское решение, или оно может повлиять на экологию города?
- Мох на экологию не повлияет. Я думаю, он может отрицательно повлиять на само здание, потому что мох создает кислую среду, бетон в этом месте будет разрушаться значительно быстрее.
Я не думаю, что экограффити станет новым трендом, но как веселая фишка для города – почему нет?