Фото: ИТАР-ТАСС
Москва может поддержать программу по утилизации автохлама в Подмосковье, рассказал М24.ru и.о. главы департамента природопользования Антон Кульбачевский. Москвичи тоже смогут сдавать свои старые автомобили, шины и аккумуляторы на предприятия, создаваемые в соседнем регионе. Вполне возможно, что за автохлам им будут выплачивать компенсации из федерального утилизационного фонда, его размер уже превышает 100 млрд рублей.
Как пояснили M24.ru в пресс-службе министерства транспорта Подмосковья, инвестиционная программа по утилизации вышедших из употребления транспортных средств рассчитана на шесть лет – до 2018 года. В ее рамках будет создан кластер по переработке, система мониторинга автохлама. На территории области появятся точки сбора старых машин, автомобильных аккумуляторов и покрышек. Вложений из подмосковного бюджета программа не предполагает, при этом власти рассчитывают привлечь инвестиции на сумму более 1,6 млрд рублей. В пресс-службе областного минтранса разъяснили, что предприятия, которые займутся утилизацией, будут получать субсидии из федерального бюджета. Теоретически они смогут передать часть этих денег жителям Подмосковья и москвичам, которые согласятся отдавать свои машины на утилизацию. Антон Кульбачевский, в свою очередь, добавил, что "вопрос о компенсации тем, кто сдает свой автомобиль, будет обсуждаться с подмосковным правительством".
Директор компании "Втормет" Юрий Воронцов рассказал, что часть средств для развития программы и выплаты компенсаций Подмосковье может получить из федерального утилизационного фонда, его размер сейчас превышает 100 млрд рублей. Напомним, утилизационный сбор на импортные машины был введен в России в сентябре 2012 года. За каждую новую легковую машину автопроизводитель должен заплатить от 17,2 до 110 тыс. рублей, за подержанную — от 106 до 700,2 тыс. рублей. Взамен власти гарантируют безопасную утилизацию авто, а все полученные средства должны направляться на развитие госпрограммы утилизации. В сентябре Госдума рассмотрит законопроект о введении аналогичного сбора для отечественных машин. "Пока фонд нецелевой, но уже в 2014 году по поручению президента будет организован целевой утилизационный фонд", - пояснил Воронцов. К слову, правительство РФ недавно утвердило правила предоставления субсидий переработчикам. Точные суммы не определены, но они должны быть не больше суммы утилизационного сбора.
Отметим, только в Москве ежегодно выводятся из эксплуатации 240 – 260 тыс. авто, в Подмосковье эта отметка "перевалила" за 100 тыс. С каждым годом число брошенных машин возрастает на 8 – 10%. В рамках создания кластера по утилизации транспорта в Подмосковье до 2018 года в переработку шин планируется вложить 30 млн рублей, в создание пунктов сбора автомобильных аккумуляторов – 50 млн, на систему сбора и переработки самих машин – 1,34 млрд рублей. В рамках кластера, правда, будут заниматься переработкой не только легковых машин, но и сельскохозяйственной техники, поездов, авиа- и водной техники. Активно программа начнет работать уже в 2014 году.
Член Общественного совета департамента природопользования Максим Шингаркин считает, что размер компенсации за сдачу в утиль машины можно установить на уровне 50-60 тысяч рублей – как это было в федеральной программе утилизации, которая действовала в 2010 – 2012 гг. "Это неплохие деньги, которые можно вложить в покупку нового транспорта. Средств утилизационного фонда, который постоянно пополняется, должно хватить на выплату таких компенсаций", - сказал эксперт.
Напомним, с 2010 по 2012 год в России действовала федеральная программа по утилизации автомобилей. Машину старше 10 лет можно было сдать на переработку и получить 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля отечественного производства. Всего за три года на утилизацию по всей России было сдано около 60 тысяч автомобилей, власти выдали автовладельцам субсидий более чем на 30 млрд рублей.
Одним из инвесторов программы станет ОАО "Чеховский регенератный завод". Коммерческий директор предприятия Николай Козин рассказал, что завод установит дополнительные мощности, которые позволят обрабатывать большее количество шин. "Наше предприятие будет получать 1,5 тысяч рублей за утилизацию 1 тонны шин от тех компаний, которые занимаются разборкой машин", - отметил он. Между тем эксперты "Роснано" уже
предложили использовать старые покрышки для изготовления более прочного асфальта. Шинная крошка также может понадобиться для создания покрытий на детских и спортивных площадках.
Николай Зайцев, директор компании – участника программы "ПП "Мета 5", добавил, что нужно стремиться также к эффективной утилизации автомобильных аккумуляторов. "Их переработка позволяет получить товарный свинец, который можно использовать в новом производстве", - сказал он.
Председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко отметила, что сегодня больше всего проблем возникает с брошенным автохламом. Префектуры организуют вывоз таких авто на специальные площадки, которые есть в каждом округе. "Стимулировать людей к утилизации нужно с помощью федеральных средств. Город, в свою очередь, может помочь москвичам организовать транспортировку машин в Подмосковье", - заметила она. Степаненко напомнила, что в Германии уже давно действуют фонды, куда перечисляют средства производители, использующие в своей деятельности продукты утилизации. По ее словам, деньги из этих фондов также идут на выплату компенсаций.
Эксперты полагают, что некую сумму москвичам и жителям Подмосковья нужно выдавать за утилизацию не только авто, но и аккумуляторов и шин. Старые покрышки сегодня москвичи, в основном, выбрасывают, потому что им за них не только не платят ни копейки, но наоборот. За сдачу каждой шины на переработку нужно заплатить порядка 150 рублей.
Мария Решетникова