Московский нефтеперерабатывающий завод посетила группа независимых экологов. Руководители российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF), экологических организаций "Зеленый патруль" и "Развитие и окружающая среда" оценили результаты первого этапа модернизации завода. Как обновляется крупнейшее предприятие столицы, снижая воздействие на окружающую среду, вместе с экологами узнал и корреспондент m24.ru. Фото предоставлено Московским НПЗ
Визиты представителей крупнейших российских и международных экологических организаций на Московский НПЗ становятся традиционными, завод стремится быть открытым для общественности, рассказывает начальник управления производственной безопасности и экологии предприятия Юрий Ерохин.
"Мы уже были на площадке нефтеперерабатывающего завода в декабре прошлого года. В первую очередь было интересно посмотреть, что изменилось за это время. А изменилось очень многое. Раньше в районах Марьино и Люблино было невозможно дышать. Сейчас открытые очистные сооружения сделали закрытыми, благодаря чему исчез неприятный запах", – подтверждает директор природоохранных программ независимой экологической организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов.
Инофграфика gazprom-neft.ru
На этот раз состав экологов, посетивших завод, существенно расширился. На предприятие также приехали руководители российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF), замдиректора Института физики атмосферы РАН, руководитель общественной организации "Развитие и окружающая среда" Александр Гинзбург, а также представители Союза охраны птиц России.
"Я впервые на МНПЗ, и то, что мы здесь видим, нас очень радует. В короткие сроки ликвидирован крупный накопитель нефтяных отходов. Исчезли открытые поверхности испарения. Завод выпускает только топливо Евро-5. Жителям Москвы стало легче дышать. Меня очень радует, что компания не боится вести диалог с населением", – сказал директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.
Экологи отметили, что основным загрязнителем столичного воздуха являются выхлопные газы автотранспорта. По данным Росстата, на них приходится более 90 процентов всех вредных выбросов в Москве.
"Переход на стандарт Евро-5 был чуть ли не единственно верным способом уменьшить количество грязного воздуха в Москве, поскольку основное количество выхлопов идет из машин", – подчеркнул Евгений Шварц.
Москва полностью перешла на оборот топлива класса не ниже экологического Евро-5 с 1 января 2016 года. При этом МНПЗ, на который приходится 34 процента столичного рынка топлива, при поддержке мэрии начал производить только Евро-5 еще в 2013 году. Евро-5 содержит в пять раз меньше серы, чем Евро-4. Таким образом, после перехода части автопарка на топливо МНПЗ, поступление загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона снизилось на 23 процента.
Инфографика gazprom-neft.ru
"МНПЗ в Москве – вынужденный лидер в области экологии, иначе в городе такое предприятие существовать не может. Модернизация завода производит совершенно фантастическое впечатление. Хорошо, что они сообща работают вместе с властями города, экологической общественностью, населением окружающих районов и находятся с ними по одну сторону баррикад", – отмечает Александр Гинзбург.
Экологический мониторинг
Еще одной важной темой визита экологов стало знакомство с автоматизированной системой мониторинга воздуха, которая внедряется на МНПЗ.
Причем с помощью комплексной системы экологического мониторинга завод информирует о состоянии воздуха в зоне своего влияния не только контролирующие органы, но и жителей соседних районов. Для этого на территории предприятия установлен специальный экран – экоинформер.
"Реализовалась моя мечта: чтобы каждый житель мог увидеть электронный щит, где отображается информация о содержании загрязняющих веществ в воздухе. Думаю, что столичная промышленность должна активно перенимать этот опыт Московского нефтеперерабатывающего завода", – говорит Евгений Шварц.
Маргарита Маслова