В Год экологии Москва делает гигантские шаги к улучшению городской экологии. Причем, как не удивительно, один из самых активных участников этого процесса – столичная промышленность. Об успешном опыте модернизации крупных промышленных объектов на примере Московского НПЗ, в частности, шла речь на недавней коллегии департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.Фото: ТАСС/Алексей Филиппов
Исходные данные
Согласно последним рейтингам Минприроды, Москва с каждым годом улучшает экологические показатели. Подтверждает это и статистика по итогам зимы 2016/2017 года, полученная общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" в рамках "Экологического рейтинга субъектов РФ". Москва снова вошла в десятку лидеров, наряду с Тамбовской областью, Алтаем и Алтайским краем, Чувашией, Ульяновской и Белгородской областями, Чукотским АО, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.
Первостепенные задачи
О важности модернизации промышленности
говорил в преддверии Года экологии и президент России на Госсовете "Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений".
Владимир Путин тогда особо отметил необходимость экологического развития промышленности: модернизации и использования наилучших доступных технологий, внедрения автоматизированного контроля воздействия на окружающую среду, открытости информации и поддержки экологических волонтеров.
Об этом же говорил на коллегии департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы глава ведомства Антон Кульбачевский. По его словам, департамент активно поддерживает реализацию мер, направленных на снижение интенсивности транспортных потоков и улучшение условий движения. "Положительная динамика состояния окружающей среды – результат реализации в Москве принятых в 2011–2012 годах государственных программ, – подчеркнул он. – Они охватывают все приоритетные для каждого жителя вопросы. Ключевой принцип – комфортный город".
"За последние годы, включая отчетный, сделано немало, – добавил Антон Кульбачевский. – Наша задача как природоохранного ведомства – сориентировать другие отрасли, мероприятия других департаментов правительства Москвы на экологически качественный результат (высокие темпы роста часто являются основным условием повышения благосостояния; растущая экономика не всегда гарантирует позитивные социально-экономические процессы и экологическое благополучие)".
Фото: Московский НПЗ
Успешный опыт
Столичные власти, согласно этой стратегии и обозначенным задачам, стараются следить за крупными промышленными предприятиями в городе, наладить безопасное для среды производство. Один из самых успешных примеров в этой сфере – модернизация Московского НПЗ в сторону сохранения окружающей среды.
Конечно, любое производство влияет на окружающую среду, воздействуя на воздух, почву и водоемы. Но современные технологии позволяют минимизировать такое воздействие. Благодаря этому в Европе, например, в Вене и Роттердаме, нефтеперерабатывающие заводы – неотъемлемая часть мегаполисов.
Масштабную модернизацию Московского НПЗ стоимостью более 250 миллиардов рублей для достижения лучших стандартов производства и экологической безопасности начала в 2011 году "Газпром нефть". Этот проект позволил предприятию снизить объем поступлений загрязняющих веществ в атмосферу на 36 процентов. Общее воздействие на окружающую среду снижено на 50 процентов. Построены новые закрытые механические очистные сооружения, за последние пять лет полностью ликвидированы отходы, накопленные в советский период работы предприятия (до 1991 года).
С начала 2017 года на МНПЗ идут запланированные ранее работы по реконструкции установки каталитического крекинга и первичной переработки нефти. Готовится к запуску уникальные биологические очистные сооружения "Биосфера", которые внесены в программу Года экологии в России. Завод – ключевой поставщик бензина на рынок Москвы – на три года раньше нормативного срока полностью перешел на выпуск экологичного топлива Евро-5.
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Современное топливо
Более 90 процентов загрязнения воздуха Москвы дает автотранспорт. Для снижения этого воздействия необходим комплексный подход, благодаря которому столица постепенно преодолевает проблему растущего автопарка. Запрет продажи топлива класса ниже Евро-5, расширение зон платной парковки, сужение полос, модернизация общественного транспорта, принесли положительные результаты в плане экологии. Всего за пять лет концентрации главных загрязняющих веществ – оксида азота и оксида углерода – снизились в 2–2,2 раза. Эксперты единодушны – с точки зрения экологии, реформа московской транспортной политики, однозначный успех.
Зеленое будущее
Программа по дальнейшему улучшению окружающей среды департамента природопользования и охраны окружающей среды до 2030 года предусматривает три направления работы: транспорт, предприятия и работа с экологическим сознанием населения.
Мы говорили раньше, что основной объем вредных веществ дают машины, стоящие в заторах. В рамках долгосрочной стратегии город продолжит снижать количество автомобилей на городских улицах.
Активная модернизация промышленности будет набирать обороты. Городские власти настаивают – в Москве останутся только те предприятия, которые готовы модернизировать свое производство.
Усилится и система контроля над состоянием окружающей среды. Уже сегодня в столице работает более 50 стационарных постов для наблюдения за качеством воздуха и с каждом годом их будет становиться больше. Продолжится внедрение системы мониторинга промышленных предприятий, на многих из которых уже проводятся регулярные замеры выбросов вредных веществ.