Форма поиска по сайту

Куратор конкурса "АРТ_ЭКО": "Природа и так не знает, куда от нас деться"

экология Мосприрода

17 октября 2017, 08:00

В рамках большого городского экопроекта "Мосприрода" объявила проведение конкурса ландшафтных проектов "АРТ_ЭКО". Его куратором был назначен директор архитектурного бюро "ВОЛКОВproject" Андрей Волков. Изначально целью конкурса была поддержка творческих проектов по обустройству природных территорий города путем создания арт-объектов, экостанций и созданию новых туристических маршрутов. Однако в процессе оказалось, что проблемы зеленых зон Москвы намного шире и сложнее, чем банальное обустройство аллей и установка фонарей. В чем именно они заключаются, рассказывает Андрей Волков.

Фото: art-eco.moscow

– Как так вышло, что вы, архитектор, стали куратором конкурсного проекта в сфере экологии?

– Есть три причины моего участия в этом проекте. Первая – я очень давно дружу с его организаторами, и, когда они пригласили меня, у меня не то чтобы был выбор. Вторая причина – конкурс имеет серьезную историю, и мне было важно в нем поучаствовать. И третья – для меня это новый вызов: я архитектор и ландшафтный дизайнер. Мне приходилось делать много средовых проектов, но я ни разу не работал с особо охраняемыми природными территориями. Это новый интересный опыт, который мне очень хотелось получить.

Фото: портал "Москва 24"/Лидия Широнина

– В чем особенности работы с такой территорией?

– Для меня большим сюрпризом стал тот факт, что Москва, по статистике, является одним из самых зеленых городов Европы. В советское время было создано много зеленых территорий вокруг промышленных предприятий, которые теперь переведены в другие регионы или назначение которых было изменено. А природные территории, созданные для поддержания экологии вокруг них, сохранения легких города, остались. Принципиальное отличие таких территорий от прочих парков – Парка Горького, “Сокольников”, предназначенных для культурного отдыха и проведения массовых развлекательных мероприятий, – что особо охраняемые природные территории предназначены для своих естественных обитателей, нежели для людей. Там не проходит никаких массовых мероприятий, там нет никаких капитальных построек и нельзя находиться одновременно большому количеству людей – в общем, там свой режим сосуществования природы с человеком и существуют жесткие нормативы, направленные на сохранение природной экосистемы. Долина реки Сетунь – одна из довольно большого количества таких охраняемых территорий на карте Москвы, поэтому действительно важно было обратить на нее пристальное внимание, мы ведь не только урбанизмом занимаемся и парками.

– По каким критериям вы будете определять победителей? Вы ждете в большей степени каких-то комплексных решений или точечных ландшафтных арт-объектов?

– Есть четкие критерии оценки работ, техническое задание, которые разрабатывались совместно с экспертным советом, куда вошли ведущие архитекторы, урбанисты, специалисты из департамента охраны природы, экологии. Нам важно было услышать их мнение. Наша позиция заключалась в следующем: несмотря на то что конкурс называется "АРТ_ЭКО", то есть экологичное искусство, мы хотели сместить акцент с художественных аспектов в сторону функциональности. Искусство – это, конечно, прекрасно, но у каждой территории есть свои потребности. Это не значит, что нужно забывать об образной составляющей конкурса, но и о полезности забывать не надо. Однако в первую очередь мы будем смотреть на экологичность проектов. Как сказали экологи, "давайте думать не только о людях, но и об обитателях этой территории". А там, между прочим, обитают краснокнижные виды млекопитающих, множество видов насекомых и водоплавающих.

Фото: art-eco.moscow

Еще один немаловажный критерий – возможность реализации. И это наша прямая обязанность – выбрать те работы, которые можно на этой территории реализовать. Изначально предполагалось, что победитель сам отвечает за реализацию своего проекта, но по мере развития проекта у него появлялось все больше партнеров и спонсоров, которые заявили о своей готовности взять все расходы на себя. Ну и касаемо вашего вопроса про средовые или точечные объекты: у нас конкурс нацелен на создание конкретных объектов на территории. Изначально была проведена жеребьевка команд по зонам: каждой из команд-участниц была выделена своя зона, для которой она придумывает решение.

– Когда будут подведены итоги конкурса?

– Прием работ заканчивается 20 октября, после чего мы начнем их рассматривать.

– А что вы можете сказать по итогам прошлого года?

– Я, к счастью или к сожалению, не имел к прошлому конкурсу никакого отношения. И хотя я немного из другой среды, возможно, это даже мое преимущество: мой взгляд не замылен, и, может быть, я смогу более трезво оценить ситуацию.

– Этим летом Григорий Ревзин и КБ "Стрелка" представили результаты своего исследовательского проекта “Индекс городов”, в рамках которого они исследовали уровень и качество жизни в городах России. Зелень была одним из важных критериев оценки. Однако они также обозначили очень важный критерий – эффективность зеленой территории, то есть эти зеленые зоны не предназначены для прогулок (там нет дорожек, лавочек, туалетов, урн и так далее) и остаются дикими лесами. Насколько в этом отношении "эффективны" зеленые зоны Москвы?

– Это важный и сложный вопрос, это тема для серьезного исследования. Я едва прикоснулся к этой проблеме, а уже вскрылся большой пласт проблем: зеленые территории для людей – это одно, а зеленые территории для нашей планеты и ее обитателей – совершенно другое, и повсеместная урбанизация среды абсолютно не нужна. Природа и так не знает куда от нас деться: города растут с бешеной скоростью, повсюду мусор, мы давим планету своим постоянным ростом, пытаясь ее повсеместно под себя приспособить. Если мы еще и тайгу расчертим на аллеи и поставим там фонари, это будет ужасно.

Недавно я сделал для себя открытие. Помните, летом был сильный ураган и попадало много деревьев? Так вот экологи считают, что одна из причин этого – газоны, которые постоянно стригутся. Оказывается, эти газонные покрытия и уборка листвы приводят к тому, что перестают расти традиционные для этой местности травы, а листва не перегнивает. Соответственно, червям и насекомым просто нечем питаться – они умирают и не рыхлят землю вокруг корневой системы, отчего деревья сами начинают погибать. Их корни отмирают и перестают удерживать дерево в земле. Умирают насекомые – улетают птицы, потому что им так же становится нечего есть. Так умирает целая экосистема, как в рассказе Брэдбери, – "от взмаха крыла бабочки". Экологи бьют тревогу, потому что на некоторых территориях нельзя даже убирать упавшие деревья, потому что они являются домом и пищей для отдельных видов животных. Я сам всегда очень любил регулярные парки, однако теперь совершенно по-другому посмотрел на проблему. И мне кажется, что зеленые территории, где нет человека, надо оставить в покое, просто поддерживая и заботясь об экосистеме.

Фото: ТАСС/Наталья Гарнели

– То есть универсальных решений нет.

– Да, потому что городские парки – это одно, а зеленые природные зоны – совершенно другое. И не надо там делать туалеты и зоны для пикников, потому что это приведет туда толпы туристов.

– Ну и последнее: чего, по-вашему, не хватает московским паркам?

– Они так активно развиваются, что я не успеваю следить за всеми новшествами. Но могу сказать, в чем убедился на своем опыте. Я несколько лет подряд был главным архитектором катка на Патриарших прудах. Вы представляете себе обычный режим этого места? Люди на лавочках с разнообразными напитками. Однако, как только были организованы ярмарка, подсветка деревьев, новогодняя елка, музыка из динамиков, публика совершенно изменилась: мрачные типы с бутылками куда-то исчезли, потому что среда изменилась и им стало некомфортно. Среда формирует сознание людей. В "Долине реки Сетунь" тоже есть свои мероприятия. Давайте будем там слушать сверчков, пение птиц, смотреть звездопады – это те мероприятия, которые "Мосприрода" проводит на территории этой зоны. И чем больше мы будем заниматься установлением такого порядка, тем вернее все встанет на свои места.

Кинякина Екатерина