Фото: ТАСС/Александр Алпаткин
За окном сентябрь. Мы постепенно втягиваемся в полноценный рабочий ритм, хотя живем еще воспоминаниями об отпуске. Не верим последнему теплу бабьего лета и достаем из шкафов свитера и куртки, выходя из дому разбрасываем ногами еще не убранные дворниками листья… А у зоозащитников и ветеринаров наступает горячая пора. Осень – время дачных щенков. Обозреватель m24.ru Алексей Байков рассуждает, гуманно ли оставлять на даче животных на зиму.Перебирая на память разные типы обидчиков животных, осознаешь, что влезть в шкуру можно ко многим из них. Но вот эти люди, внешне совершенно нормальные и страшные внутри, – они как с другой планеты. С живодерами, распинающими котят на дверях сараев все более или менее ясно – это обычные психопаты, которых била в детстве мама или изнасиловал отчим, их надо лечить. Догхантеров тоже можно понять – в большинстве своем это самые обычные, фрустрированные СМИ обыватели, просто не слишком отягощенные этикой последствий. Обычные зооненавистники, всегда готовые наорать на человека с собакой и прогнать из подъезда бездомную кошку, тоже, в общем, понятные и глубоко несчастные в душе люди из тех, что плевали в суп соседям по коммуналке.
Но кем надо быть, чтобы взять для детей на три летних месяца щенка или котенка, растить его, кормить, лечить как своего, а уезжая с дачи, бросить его на верную смерть? Да-да, не надо обманывать себя: никакое домашнее животное, даже хищник, не способно выжить и прокормиться без помощи человека ни в вымершем по осени дачном кооперативе, ни в окружающем его лесу. Они будут живы, пока их подкармливают соседи, но рано или поздно и соседи уезжают, а спустя еще месяц к лютому терзающему голоду добавятся первые холода. Какое-то время подросшие щенки и котята еще будут оставаться на участке, ожидая, что хозяева вспомнят о них, вернутся, обогреют и накормят. Некоторые останутся там навсегда.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Другие окажутся посмелее и попробуют выйти за забор. Если их не съедят более сильные и ловкие товарищи по несчастью, то рано или поздно они найдут шоссе. Там они будут с хриплым мявом или лаем бросаться за каждой машиной, считая ее той самой, хозяйской. В конце концов одна из них не успеет затормозить…
Выжившим надоест ждать, они разочаруются в людях, собьются в стаи и пойдут терроризировать окрестные поселки. А там их уже готовятся встретить. Особенно не везет всевозможным лайкам и хаски – этих убивают, приняв издалека за волков. А брошенных собак крупных сторожевых пород, взятых для охраны и брошенных на участках, люди боятся настолько, что вызывают отстрел, стоит только оголодавшим псам высунуть нос за пределы забора. У всех жены-дети, а тут носятся по деревне 60 зубастых килограмм в поисках еды и тепла, и непонятно, что у них там на уме.
Кто-то попадет в отлов. Если повезет, то отлов будет волонтерским, и тогда животных ждет более или менее приличный приют и, может, даже новый хозяин. Но те, кто попадет в руки ловцов будут убиты. Или окажутся в одном из нехороших приютов, где животные в основном не живут, а умирают.
Маленькие кусочки этих собачьих и кошачьих трагедий мы наблюдаем каждый день, но привычно отворачиваемся и проходим мимо. Их видят и те, другие, которые по весне поедут на дачу, там возьмут для детей очередную живую игрушку, а осенью, уезжая, бросят ее на участке. Понимают ли они, что брошенных ими животных в большинстве случаев ждет смерть, медленная или быстрая, и лишь единицам повезет приспособиться к жизни на улице?
Кстати, не все так просто с этими единицами. Средняя продолжительность жизни уличной собаки составляет 6–8 лет, кошки – 5–7. Из них на протяжении шести лет животное сохраняет фертильность. За это время собака успеет произвести на свет 67 тысяч потомков, кошка – 420 тысяч. Понятно, что речь идет о детях детей и внуках внуков. Понятно, что большая часть из них также не выживет. Но оставшиеся будут великолепно приспособлены к жизни на улице, а в их жилах будет течь крепкая смесь "дворянских кровей", гарантирующая им усиленный иммунитет. И что самое главное, это уже будут полностью дикие животные, в большинстве своем неспособные к обратной социализации. Именно они и пополнят собою ряды бездомных стай в Москве и городах-спутниках.
Фото: ТАСС/Алексей Павлишак
Интересно, думают ли эти, с позволения сказать, "любители животных", читая в интернете о том, как стая собак разорвала бабушку или маленького ребенка, что среди них вполне мог быть оставленный ими на даче милый Тобик? Или его уже полностью одичавший внук в третьем колене? А еще Тобик по дороге от участка до ближайшего поселка мог зайти в лес и наткнуться там на странно ведущую себя лису или ежика, не желающего впадать в спячку. Движимый голодом, он мог попробовать напасть и… По состоянию на начало мая текущего года в Подмосковье зарегистрировали 115 случаев бешенства и 11 – уже
в самой Москве. По осени будет много больше. В отдельных населенных пунктах
вводился карантин.
Думают ли они обо всем этом? Или старательно гонят эти мысли из головы, чтобы освободить место для стандартного набора обывательских вздохов по поводу собственного житейского комфорта? "У нас слишком маленькая квартира", "у тещи аллергия", "кругом будет шерсть", "надо будет вставать пораньше и гулять, а мне к девяти на работу", "она же будет везде писать", "дом разнесет, все погрызет", "корма и ветеринар стоят денег, а живем-то как на вулкане, лучше отложить".
Весь этот набор нам знаком, и каждый мысленно строил перед собой стенку из таких вопросов, перед тем как завести домашнее животное. А потом либо набирался сил, чтобы разрушить ее, либо нет. Но только определенной категории людей приходит в голову мысль о том, что можно поступить вот так, наполовину. Завести на лето, а потом бросить и ни о чем не беспокоиться, переложив ответственность на мать-природу. Пусть сама рассудит, кому жить, а кому умирать.
Еще один источник "дачных щенков" – это наша собственная безответственность, помноженная на невежество и ложный гуманизм. Привезли кошку Муську и собаку Капу на дачу воздухом подышать и на травке поваляться... Ой, а любимка уже куда-то делась... Ой, вернулась... Ой, растолстела и ест за троих... Ой, да она же беременна! Ой, а что теперь делать?!
Деревенские простые души в таких случаях спокойно дожидаются родов, потом берут ведро с водой и устраивают геноцид лишнего потомства. Но мы-то люди тонкой городской культуры, у нас любая жизнь священна, мы даже ударить собаку не всегда можем, не то что хладнокровно утопить пищащих и еще слепых котят или щенят. Прекрасно, ну а делать-то что?
Нет, раздать по знакомым не удастся. Все будут стыдливо отводить глаза и мямлить: "у меня уже есть" или "я бы с радостью, но у сына аллергия, ты же знаешь", "у меня маленькая квартира" и все в таком духе. Нет, приюты все переполнены, и волонтеры будут смотреть на вас как следователь НКВД на врага народа. А любимкино потомство уже встало на все четыре лапки и отправилось активно исследовать участок. А еще оно постоянно хочет жрать, и вы понимаете, что эти милые существа очень скоро проедят в вашем семейном бюджете дыру таких размеров, что придется продать если не дачу, то уж точно машину. И в конце концов, скрипя зубами, вы запихиваете отчаянно рвущуюся к детям Муську или Капу на заднее сидение и уезжаете, предоставив деткам полную свободу жить и умирать.
А потом уже в Москве, на теплом диване перед телевизором, мучаясь угрызениями совести – конечно же после сытого обеда, вы вдруг вспоминаете, что где-то слышали такое красивое слово: "стерилизация". И что, в конце концов, на время течки вы могли забрать собаку Капу с собой в Москву, чуть-чуть сократив себе летний отдых от утренних прогулок. Да и кошку Муську можно было запереть там же на время гона. Или построить на участке вольер. А потом обратно наваливается работа, дела, погода, финансовые проблемы – и в следующий дачный сезон история повторяется.
Кто-то думает, что проблему "дачных щенков" удастся решить при помощи строгих законов, обязательной регистрации и чипирования. Кто-то думает, а автор этих строк не верит.
В Москве и в крупных городах области контроль за разведением наладить еще, может быть, удастся, а в небольших поселках и деревнях, где отделение милиции сгорело еще при Горбачеве, этим заниматься попросту некому. Про стерилизацию дворовых жучек там тоже не слышали, так что этот непересыхающий источник "дачных щенков" будет действовать еще как минимум лет 50. И чем большую ответственность государство и закон будут возлагать на содержателей домашних животных, тем меньше будет желающих официально регистрировать своих питомцев.
"Пришла, живет на участке, я ее кормлю и иногда погреться пускаю" – совершенно неубиваемая позиция.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Все придется делать самим. Читать статьи. Смотреть пропагандистские ролики на YouTube. Месяц поработать волонтерами в приюте просто для того, чтобы посмотреть в глаза сидящим годами и месяцами в ржавых клетках животным. Чтобы наконец понять, что это зло сможем победить только мы сами, взрастив в себе ответственность и сострадание.
Либо будьте готовы завести себе животное навсегда, до самой его смерти, либо найдите своим детям на лето другие игрушки.