Традиционного предзимнего снижения цен на бензин в этом году не произошло. Наоборот, биржевые цены на топливо выросли до рекордных значений. Почему так происходит?Фото: ТАСС/Интерпресс/Максим Змеев
Биржевые цены на топливо в России выросли до рекордных значений. Бензин Аи-92 с 7 по 13 ноября подорожал на 2,3%, до 42,85 тысячи рублей за тонну, на Аи-95 – на 1,7%, до 44,99 тысячи рублей за тонну, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Непосредственной причиной скачка цен стали заявки на покупку бензина на 5 тысяч рублей выше текущих рыночных котировок, которые в пятницу выставил один из участников торгов. Позже эти заявки были объявлены ошибочными и аннулированы, однако цены не снизились. Мало того, за понедельник Аи-92 подорожал еще на 0,4%, Аи-95 – на 0,2%.
На самом деле ошибочные заявки стали лишь поводом для реализации трейдерами давно вынашиваемых планов по повышению цен на бензин. К такому росту подталкивает целый букет негативных факторов.
Во-первых, на прошлой неделе была неожиданно остановлена на модернизацию одна из главных установок каталитического крекинга на Московском НПЗ. В результате «Газпром нефть», которой принадлежит завод, не только сократила отгрузку топлива на рынок, но и сама начала скупать крупные партии бензина на бирже, чтобы выполнить обязательства перед клиентами. Как сообщает "Коммерсантъ", компания обещает возобновить работу НПЗ в полном объеме "в середине ноября".
Но даже этот фактор сам по себе не мог вызвать сильного повышения биржевых котировок. "Московский завод повлиял сиюминутно, – заявил в комментарии RT глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. – Выпадающие 50 тысяч тонн топлива, естественно, подтолкнули цены к росту, однако основная причина в другом".
Налоги и экспорт
Фото: ТАСС/Интерпрес/Роман Пименов
По мнению Аркуши, цены на бензин растут из-за двух факторов. Первый – постоянный рост налоговой нагрузки на отрасль. "У нас ежегодно растут акцизы на топливо, растет налог на добычу полезных ископаемых. И, естественно, эти налоги переносятся на потребителя", – пояснил глава РТС.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также считает повышение налогов основной причиной роста цен на бензин. "Налоговая нагрузка на отрасль дважды повышалась в 2016 году плюс ожидается двухэтапный рост акциза в следующем году. Это главный фактор", – заявил журналистам начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.
Второй определяющий фактор – различное ценообразование на розничном и оптовом рынках. Оптовые цены привязаны к динамике мировых цен на нефть, в то время как розничные вынуждены подстраиваться под ограничения, установленные правительством.
Другими словами, крупные нефтяные компании постоянно отправляют свой продукт туда, где больше платят, – либо на экспорт, либо на внутренний рынок. Сейчас, когда цены на нефть растут, ее выгоднее продавать за границу, из-за чего сокращается предложение топлива на внутреннем рынке.
Совокупность этих двух факторов – роста налогов и особенностей ценообразования – привела к тому, что на фоне замедляющейся инфляции, темпы которой снизились до 2,7% в годовом исчислении, цена литра бензина Аи-92 к концу октября выросла в годовом выражении на 5,7%, Аи-95 – на 4,96%, а зимний дизель прибавил в цене 10,3%. С целью исправления этой ситуации Российский топливный союз 24 октября даже направил президенту России письмо с просьбой "навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива вплоть до введения на них контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте".
Что касается биржевой торговли, то ФАС совместно с Минэнерго подготовила проект новых правил, по которым в объем биржевых продаж не будет засчитываться реализация топлива крупных нефтяных компаний своим сбытовым подразделениям. Поскольку цены при таких продажах искусственно уменьшаются с целью минимизации налоговых платежей, исключение связанных сделок сделает биржевые котировки более адекватными и стабильными.
К новым высотам
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Глава РТС Евгений Аркуша считает, что цены на бензин продолжат расти. В следующем году ожидается двухразовое повышение акцизов на топливо: с 1 января и с 1 июля. Перед новогодним повышением трейдеры будут запасаться бензином, из-за чего биржевые котировки продолжат рост. "К сожалению, рост оптовых цен не дает возможности снизить розничные цены", – отмечает Аркуша.
С ним соглашается ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков. "Повышения цен следует ожидать во второй половине декабря. Нефтяные компании начнут, как и в декабре прошлого года, перестраивать цены под ужесточенные в 2018 году параметры налогов и акцизов", – отметил он в комментарии "Российской газете".
Высокие котировки нефти на мировых биржах будут стимулировать экспорт нефти и нефтепродуктов, что станет еще одним фактором роста внутренних цен. "Надо посмотреть, как будут вести себя цены на нефть, – заявил журналистам начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. – Если они вырастут, то традиционное декабрьское снижение цен в рознице будет нивелировано".