Форма поиска по сайту

Новый виток: как новые санкции скажутся на потребителях

This browser does not support the video element.

23 июня вступило в силу решение Евросоюза о продлении санкций против России. Экономический обозреватель M24.ru Константин Цыганков рассуждает о том, как долго может продлиться санкционная война и как она скажется на потребителях.

Как и следовало ожидать, Евросоюз продлил санкции против России еще на шесть месяцев – до 31 января 2016 года. Соответственно, и российское эмбарго на сельскохозяйственную продукцию Европы и США, введенное в марте прошлого года, будет продолжаться. Стало ли это для кого-то сюрпризом? Конечно же, нет. Санкции – инструмент исключительно политический и к реальной экономике отношения не имеет, потому как они наносят значительный ущерб всем участникам данного противостояния: и России, и США, и Европе. Санкции и ограничения ведут к сокращению объемов торговли, инвестиций и убыткам всех участников рынка, особенно таких крупных, как ЕС и Россия.

Специалисты Австрийского института экономических исследований недавно подсчитали, что санкции (как введенные против России, так и ответные) обойдутся Европе в 100 млрд евро и почти в 2 млн рабочих мест, хотя еще в марте прошлого года представители ЕС оценивали ущерб от введенного РФ продуктового эмбарго не более чем в 12–15 млрд евро.

При этом российские потери, по оценкам Минфина, только за 2014 год составили 40 млрд долларов. Кстати говоря, я лично не удивлюсь, если европейские санкции в дальнейшем будут продлены и на весь 2016 год – вряд ли конфликт на востоке Украины разрешится раньше. К тому же не стоит забывать о санкциях со стороны США. Ключевым и, соответственно, невозможным для России условием их отмены является возвращение Украине полуострова Крым. По оценкам ЦБ, санкции будут действовать как минимум до 2017 года, а потери российской экономики за этот период могут составить 170 млрд долларов.

Как это отразится на нас, простых гражданах? Во-первых, нашей долгосрочной реальностью становится курс в диапазоне 45–55 рублей за один доллар и 55–65 рублей за евро. При этом я не исключаю краткосрочных колебаний: в случае эскалации украинского конфликта или политической напряженности доллар и евро могут подняться и выше.

К тому же объективных причин для роста нефти к приемлемым для сильного рубля уровням (100 долларов за баррель и выше) на горизонте не видно. Поэтому следует ожидать продолжения роста цен на иностранную продукцию, в том числе на ту, которую произвели на российских заводах.

Казалось бы, а что здесь можно найти хорошего? Отвечу: в стране наконец-то начались серьезные движения к импортозамещению. Я понимаю, что многим, наверное, это слово уже набило оскомину, но на полках магазинов все больше и чаще стали появляться отечественные товары. Я недавно рассказывал вам о нашем сельском хозяйстве, о том, как начинает поднимать голову рынок фермерской продукции – такие предложения начинают расти. Если буквально год назад экологически чистые и натуральные продукты можно было купить только в специализированных магазинах нашего города или онлайн с доставкой, то сейчас вы можете зайти в "Перекресток", "Седьмой континент" или даже "Азбуку вкуса" и увидеть на полках отечественные фермерские продукты! Конечно же, чтобы дойти до качества испанского хамона или итальянского маскарпоне, нужны годы и даже десятилетия традиций производства, но без первых шагов это невозможно. Наши фермеры пробились на рынок, на них есть спрос, а значит, в эту сферу могут пойти дополнительные инвестиции, следовательно, со временем вырастет и качество продукции.

Импортозмещение должно касаться не только продуктовой сферы и объектов легкого, тяжелого и высокотехнологичного машиностроения (автомобили, запчасти и нефтяная отрасль), а всех направлений, в которых мы проигрываем импортной продукции. Простой пример – фурнитура для пластиковых окон. Из уважающих себя установщиков окон никто и никогда не предложит вам российского производителя – их качество не идет в сравнение с европейскими аналогами, а производителей в стране можно пересчитать по пальцам.

Еще пример. Вы знаете, что вешалки, на которых мы получаем вещи из химчистки, импортного производства? Ладно, я могу понять, что последний завод по выпуску главного ингредиента для отбеливателей перхлорэтилена закрыли несколько лет назад, но почему никто не вышел на очень малозатратный, но востребованный рынок простых вешалок для химчисток – для меня большой вопрос.

И таких примеров можно приводить много. Лично я с большим интересом наблюдаю за развитием отечественного виноделия на богатых и плодородных кубанских землях. Например, компания "Шато ле Гран Восток", которая свое вино, производимое в России, отправляет на экспорт во Францию и выигрывает международные конкурсы, на нашем рынке почему-то не востребована.

Или производство часов, которое за последние 10–15 лет совершило если не прорыв, то настоящий рывок. Российские часы сегодня, конечно же, уступают швейцарским, но многие европейские, не говоря о китайских, образцы оставили далеко позади.

This browser does not support the video element.

На эту тему я могу говорить бесконечно, но вывод сейчас очень простой: мы сами должны поспособствовать тому, чтобы наша страна действительно перестала зависеть от внешних факторов.

Сглаживание колебаний курса рубля, распределение госзаказа, налоговые каникулы и льготы для российского бизнеса – это новые реальные задачи как для правительства, так и самого бизнеса. Реальный устойчивый рост нашей экономики зависит исключительно от того, насколько мы сами сможем наладить нашу "внутреннюю кухню" и сможем ли добиться того, чтобы российское производство было не просто качественным, а покрывало все потребности отечественного рынка.