Магазины IKEA могут вновь заработать в России в течение двух лет: продавать свой бизнес шведская компания не хочет. В целом зарубежные бренды на фоне антироссийских санкций придумывают варианты, как сохранить свое присутствие на российском рынке. Вернутся ли те, кто уже ушел, и долго ли этого придется ждать – в материале Москвы 24.
Фото: depositphotos/blinow61
Дверью не хлопнули
Расставаться со своим бизнесом в России IKEA не
собирается. Склады и магазины в ближайшее время не откроют свои двери, при этом компания сохранит в РФ часть работников, рассказал знакомый с ситуацией источник.
"При этом компания сохраняет порядка 700 сотрудников, которые продолжат работать в офисах и выполнять работу для шведских коллег", – рассказал источник.
В то же время IKEA продает свои российские заводы из-за того, что на компанию давят из Швеции. Сделки при этом составляются таким образом, что в будущем на этих предприятиях ретейлер сможет производить мебель и другие товары по приемлемой цене. Оставшимся сотрудникам помогут трудоустроиться или оставят на минимальной зарплате с перспективой вернуться в штат после возобновления работы компании в России.
Не покинула IKEA и Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), отметил в беседе с РИА Новости ее президент Игорь Караваев. "В АКОРТ входит Ingka Group – холдинговая компания IKEA, на данный момент она остается членом ассоциации и не уведомляла о своих планах выйти из нее. В нашей работе с этой компанией ничего не изменилось, работаем как обычно", – подчеркнул он.
Площадки IKEA в России не
работают с начала марта из-за ситуации на Украине. В середине июня компания
объявила о планах продать четыре российские фабрики в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях. В последствии бренд
устроил онлайн-распродажу своей продукции, которая
завершилась 15 августа. На следующий день была
ликвидирована компания "Икеа дом", которая занималась управлением магазинов в РФ.
Любимые бренды не потеряем?
Фото: depositphotos/pressmaster
На сегодняшний день первая волна уходов зарубежных компаний схлынула, заявил Москве 24 ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. Те кто остался, вынуждены задумываться, стоит ли вести дела в нашей стране и дальше. При этом попытку IKEA законсервировать бизнес в России эксперт считает знаковым сигналом.
"Многие компании задумываются, не стоит ли выждать, а потом посмотреть, как работать дальше. Тем более у IKEA в России серьезный налаженный бизнес, они были одними из лидеров рынка. Потеря этих позиций вызвала бы у них затруднения", – сказал он.
Уход западного бизнеса из нашей страны в основном связан с политическими, а не экономическими причинами, убежден специалист. Только европейские компании после прекращения работы в России потеряли, по некоторым оценкам, как минимум 20 миллиардов евро, указал он, добавив, что консервация в этом смысле может обойтись им дешевле.
На вероятность возвращения ушедших брендов Масленников в целом смотрит оптимистично. В то же время эксперт не исключает, что пауза в их работе может затянуться на годы.
Удобных мест для таких магазинов, как IKEA, в городах не так много, поэтому владельцам хочется их сохранить для возможного возобновления работы в будущем. Об этом в беседе с Москвой 24 сказал директор Высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова Константин Ордов. Кроме того, компания стремится сохранить вложенные в российский бизнес деньги.
"Такие бренды, как правило, нацелены на свой отработанный стандарт, они контролируют качество от производителя до прилавка. Этот процесс формируется годами. А доверие клиентов – десятилетиями. Поэтому все обнулить и затем начать заново – достаточно дорогостоящая задача, которая не решается исключительно деньгами", – отметил он.
В основном Россию довольно легко покидают компании, чья доля на нашем рынке была несущественной. Болезненно уходят бренды, чей бизнес в нашей стране стал одним из ключевых, считает Ордов. "Они должны хорошо выглядеть на Западе и сохранить там свои имиджевые положительные характеристики, но в то же время сберечь коммерческие интересы в России. Расставаться с таким лакомым кусочком бизнеса им не хочется", – пояснил эксперт.
Из-за неопределенности в экономике предугадать, вернутся ли ушедшие зарубежные бренды в Россию, пока не представляется возможным. Здесь все зависит от санкционной политики в отношении РФ и обстановки в мире.
"Здесь пока точка невозврата еще не пройдена. Но для каждой компании она точно существует – после которой экономически и финансово нецелесообразно оглядываться на приоткрытую дверь в России", – сказал специалист.
При этом Ордов убежден, что отечественным компаниям необходимо выращивать собственные бренды и приходить на место ушедшего из нашей страны бизнеса. Это может стать точкой роста для экономики страны, заключил экономист.
Камзин Никита