Первоапрельские шутки могут варьироваться от безобидных анекдотов про Вовочку до жестоких розыгрышей с элементами черных комедий. Однако ничто не поднимает настроения лучше, чем качественная пародия. Корреспондент m24.ru Маргарита Маслова пообщалась с известным эстрадным актером и пародистом Константином Кожевниковым, который поделился забавами и серьезностями из жизни пародиста и объяснил, как на самом деле устроена эта профессия. На чем держится искусство пародирования, как научится копировать голоса, что День дурака значит для юмористов и почему не стоит обижаться на пародию, читайте в этом материале.Фото: страница Константина Кожевникова в Facebook
– Почему вы выбрали пародию?– Не могу сказать, что я ее выбирал, так получилось. В детстве я вообще хотел быть журналистом. Со временем стал выступать во дворцах культуры, был ведущим, делал пародии, и так постепенно это все переросло в профессионализм. Четкое осознание того, что пародия – это мое, пришло ко мне лишь к 20 годам.
– Пародистами рождаются или становятся?– Пародист – это данность: либо в человеке такие способности есть, либо их нет. Именно пародировать научить невозможно. Можно научить петь по нотам, но если у человека с рождения нет музыкального слуха, вряд ли с этим можно что-либо сделать. По крайней мере, я еще не встречал людей, которые сдавали бы экзамен по пародии на пять.
Фото: страница Константина Кожевникова в Facebook
– Какие навыки необходимы для настоящего пародиста?– Честно говоря, я больше отношу себя к актеру эстрады, нежели к пародисту. Пародия в моем случае является лишь одним из элементов, с которым я работаю. Помимо этого, я общаюсь с залом, занимаюсь юмором в целом, который может существовать как с пародией, так и без нее. С пародии начинали многие известные артисты, такие как Хазанов и Винокур. В итоге они вышли за рамки этого жанра и нашли свой собственный почерк.
В процессе пародирования важно уметь не просто кривляться и копировать, но еще и понимать того человека, на кого эта пародия делается – его характер, манеры и так далее. Все это необходимо для того, чтобы полноценно войти в образ – здесь речь идет уже об актерском мастерстве.
– Для того, чтобы скопировать чей-либо голос, нужно иметь какой-то особенный слух?– Здесь важно иметь обычный музыкальный слух, чтобы понимать тембральность голоса другого человека и уметь ее скопировать. Помню, в школе сталкивался с забавными ситуациями на уроках английского языка: я идеально копировал произношение и мог говорить практически без акцента, при этом мог не знать перевода многих слов. Учителя недоумевали. Я могу повторить любой акцент любого региона – и это получается не умышленно, просто слышу и схватываю. И это тоже музыкальный слух.
Константин Кожевников озвучивает мультфильм голосом Аллы Пугачевой– Актер-пародист – для вас это стиль жизни или только профессия?– Я стараюсь не смешивать работу и личную жизнь. Терпеть не могу, когда меня просят спародировать кого-либо после концерта. Это все равно, что расспрашивать стоматолога о зубах на домашней вечеринке. Сцена – это сцена, а жизнь – это жизнь. В жизни я могу быть абсолютно другим человеком, поэтому не могу назвать пародирование стилем жизни. Конечно, я могу спародировать кого-то вне работы, но это уже будет зависеть от моего личного желания и настроения.
– Были ли случаи, когда искусство пародирования оказывалось полезным в реальной жизни?– Однажды мы разыграли человека, дав ему понять, что с ним разговаривает Жириновский. На самом деле это была несколько плачевная ситуация: разговор зашел на очень наболевшие политические темы и продлился более трех часов. Реакция оказалась достаточно бурной. Хотя изначально мы планировали просто похохотать.
– Как вы обычно разыгрываете людей в День дурака?– Честно, не люблю этот момент. Почему разыгрывать нужно обязательно первого апреля? Так же я отношусь и к 8 Марта, почему только в этот день женщинам должны дарить цветы и говорить добрые слова? Первое апреля должно быть каждый день, как и 8 Марта.
– Возможно, у вас есть свой фирменный рецепт идеальной шутки? Какой она должна быть, на ваш взгляд?– Самая хорошая шутка – это говорить людям правду. Я никогда не шучу специально, и уж тем более ничего не заучиваю. Просто так получается, что люди смеются. Юмор – это в первую очередь импровизация. Каждый день новые приколы, жизнь меняется и шутки меняются. Конечно, когда ты на сцене – это немного другой момент, и даже здесь я предпочитаю работать импровизационно, нежели оперировать заученными репризами. Сначала я должен прощупать публику в зале, чтобы общаться с ней на одной волне.
– Вы сказали, что прощупываете публику. Как именно вы это делаете?– На энергетическом уровне. Публика может быть тяжелой или легкой, молчаливой или активной, какие-то шутки для одной компании могут быть непонятными, а для другой – пройти на ура. Еще раз подчеркну, что не могу этому научить.
– Существует ли у артистов что-нибудь в духе кодекса настоящего пародиста? Насколько мне известно, нечто подобное есть у фокусников.– Я просто люблю талантливых людей. Мой кодекс по жизни – заниматься по-настоящему своим делом и любить свою работу. Если тебе действительно нравится публика, и ты способен с ней слиться, тогда ты можешь считать себя настоящим артистом.
– Если человек все же захочет научиться пародировать самостоятельно, с чего стоит начать?– Попробуйте взять образ любимого артиста или человека из вашего окружения, и просто сымитировать его в присутствии близких вам людей. Важно, чтоб обстановка была непринужденной. Друзья вам скажут, смешно это или нет. Оценка зрителя – главный показатель того, получается ли у вас пародировать, или нет. Главный режиссер – это зритель, реакция публики никогда не обманет.
– По какому принципу вы выбираете персонажа, которого хотите спародировать?– Ни по какому. Нравится – пародирую, не нравится – не берусь. Мне интересно пародировать ярких персонажей, в которых есть какая-то изюминка, индивидуальность.
– Какой была реакция со стороны людей, которых вы пародировали?– Разной. В основном людям нравилось, что я делаю. Я получал положительные отклики и от Юрия Гальцева, и от Любови Успенской. Если ты делаешь все нормально, то и реакция будет нормальной. Иногда люди открывали что-то новое, взглянув на себя со стороны. Например, Шура, с которым мы дружим уже очень много лет, как-то мне сказал: "ты поешь лучше меня". Он был действительно очень доволен сделанной на него пародией. Приятно, когда артист обладает чувством самоиронии. Вообще считаю, что на пародию не стоит обижаться. Для меня было бы большой честью, если бы кто-то спародировал меня, например, через двадцать лет.
– Существуют ли у юмора какие-то границы? Как сбалансировать, чтобы было смешно, и при этом никого не обидеть?– Границы есть у всего. Я сам выступаю на грани и никогда не перегибаю палку. Юмор – очень тонкая вещь, потому что скатиться в пошлость можно в две секунды. Здесь важно не переходить на личности и чувствовать своего персонажа. Все нужно делать тонко и подавать вкусно. Конечно, человек может обидеться на пародию, если она высмеивает какие-то личные моменты. Но если в пародии нет ничего оскорбительного, значит, это уже проблема человека, лишенного самоиронии. Смеяться над своими недостатками тоже иногда полезно. Прежде, чем кого-то пародировать, попробуйте примерить эту пародию на себя и понять, было бы вам смешно, если бы над вами так пошутили.
– Как, по-вашему, эволюционировал юмор за последние двадцать лет?– Сегодня есть огромный выбор и каждый может выбрать себе ту юмористическую передачу или комедию, которая ему по душе. Раньше такого выбора не было. Сегодня интернет и телевидение дают в этом плане множество возможностей. Что поменялось? В целом – ничего. Просто у зрителя появилось больше разнообразия, и это хорошо.
– В чем главная особенность русского юмора?– Наш юмор уникален и его очень сложно перевести на другие языки. Русский юмор разный и многогранный, как и население нашей страны. Главное, чтобы юмор был хорошим в принципе – а это в первую очередь зависит от личности юмориста, а не от его национальности. Например, я не люблю французские комедии, но мне безумно нравится Луи де Фюнес.
– Когда вы стоите на сцене, вы перевоплощаетесь полностью или в образе все же остается частичка себя?– Конечно, остается. Свой почерк везде должен быть, как и твое мнение о пародируемом человеке. Твоя душа должна присутствовать в любом случае. Одного и того же человека каждый пародист сыграет по-разному. В каждом образе должно присутствовать свое "я", иначе ты просто тень.
– Что самое главное и самое сложное в вашей профессии?– Самое главное – любить и уважать свою работу. Это касается людей всех профессий. А самое сложное, пожалуй, нестабильность. В нашей профессии очень сложно угадать, каким будет завтрашний день: сегодня ты можешь находиться на вершине славы и зарабатывать миллионы, а завтра – сидеть без копейки в надежде, что скоро тебя позовут на какой-нибудь корпоратив. Это правда жизни.
– Не хотите пожелать что-нибудь в первоапрельском стиле?– Желаю, чтобы в нашей жизни никто никогда не болел и всегда были деньги на мобильном телефоне.
Маргарита Маслова