Шла синусоида по оси икс, подошла к оси игрек, села в параболу и сгорела – так бы звучал бородатый анекдот про медведя из уст математика-юмориста. Но математический рок не шутит – здесь все серьезно: сложная структура композиции, ломаный, но просчитанный ритм и диссонирующие, но продуманные гитарные риффы.
Один из организаторов фестиваля инструментальной музыки "Матрошка" и участник группы Weary Eyes Никита Мартюшов рассказал m24.ru о тонкостях создания неформальных фестивалей и вечном сиянии чувств через разум в математическом роке.
– Как-то раз наш гитарист Эльдар ехал в метро после тяжелого дня и смотрел на людей с безразличными и злыми лицами, погружаясь в атмосферу еще большего негатива. Позже пришло неожиданное осознание: это не люди ужасные, а он просто устал и транслирует свое состояние на окружающих. Мир такой, каким мы его видим и воспринимаем по субъективным причинам – в наших же силах этот взгляд поменять. Можно сказать, наше название говорит о том, как находить лучшее в себе и других людях.
– Ты любил математику в школе?
– Да, вот как раз тогда были хорошие успехи на этом поприще. Я обожал уроки математики, особенно занятия, на которых нужно было решать уравнения. 45 минут тебя никто не трогает, знай себе разгадывай – класс! Правда, потом я перешел в другую школу с углубленным изучением математики, после чего любовь к этому предмету прошла на несколько лет.
– Как прошел фестиваль "Матрошка" в этом году? Чем отличатся мероприятие этого года от предыдущего?
– Фестиваль прошлого года прошел прекрасно: в нем участвовало 12 групп со всей России, мы провели два дня на лучшей летней площадке Москвы и зажгли огонь в глазах всех присутствующих. Фестиваль не был коммерчески успешным, но он доставил массу удовольствия всем: от зрителей до фотографов. В этом году мы решили замахнуться на более высокий уровень и привлекли не только российских, но английских хэдлайнеров. Однако с англичанами нас одна за другой преследовали неудачи – в итоге это вылилось в дурацкую ситуацию, когда они просто отказались садиться на самолет накануне вылета. Видимо это был тонкий намек на то, что в рамках "Матрошки" стоит продолжать развивать отечественную сцену.
This browser does not support the video element.
– Что самое сложное в организации такого фестиваля, учитывая, что вы сами являетесь молодыми музыкантами?
– В первую очередь, отсутствие качественных и разнообразных каналов распространения информации. Нам очень приятно общаться с вашим изданием, но такая возможность выпадает далеко не всегда. Основная проблема – достучаться до зрителя.
– Будет ли "Матрошка" в следующем году? Если да, то в каком формате?
– Да. Сейчас склоняюсь к возврату концепции первого фестиваля, работа над следующей "Матрошкой" начнется в 2017 году.
– Как молодым коллективам попасть на ваш фестиваль? По какому принципу вы отбираете участников?
– Прежде всего, мы говорим о фестивале прогрессивной инструментальной музыки, отталкиваясь от нового прогрессива в виде мат-рока: менее эпичного, но более энергичного жанра, чем прогрессив-рок прошлого столетия. Здесь нет какого-то конкретного рецепта. Важно, чтобы материал был музыкален и подавал надежды на честное живое выступление. Аутентичный мат-рок почти всегда проходит без очереди, потому что его очень мало.
– Какой сюжетный посыл вы вкладываете в тяжелую инструментальную музыку и как подбираются названия к трекам без слов?
– Названия – это лишь пища для возведения образов на базе нашего восприятия собственных треков. Например, композиция "Killer Whale" ("Косатка") – это чистой воды ассоциация. Косатки находятся на вершине морской пищевой цепочки, иногда они едят даже китов. При этом эти животные безопасны для людей, за редким исключением, когда они нападали на кого-то, будучи в неволе. Для человека косатка мила, забавна и дружелюбна, но в то же время – проворна, прожорлива, опасна и очень активна. Постоянное движение в треке как раз напоминает о таком неоднозначном моменте.
– Каким органом чувств стоит воспринимать вашу музыку и мат-рок в целом? Это пища для разума или для эмоций?
– Для меня эмоциональная и умственная составляющие музыки всегда были слиты воедино. К самым эмоциональным вещам приложен и разум, а в самых жестко структурированных моментах могут быть задействованы эмоции. Я всегда радуюсь, когда моментально нахожу баланс в этом вопросе, за что и люблю мат-рок. Инструментальная музыка – это всегда эмоции, пропущенные через разум.
– Когда вы приходите к нестандартному ритму в процессе написания трека – это происходит осознанно или интуитивно?
– Всегда по-разному. Наши ритмы – это не самоцель, а средство самовыражения в сложившемся контексте.
– Существует мнение, якобы тяжелая музыка вредна для здоровья. Как ты считаешь, на чем оно основано?
– Мы вообще хотели бы отойти от концепции "тяжелой" музыки, потому что такое определение возникло не на пустом месте. Если человек получает неиллюзорное удовольствие от "тяжести" в разные периоды его жизни, такая музыка даже полезна. Я вспоминаю, как в 15 лет прыгал на концертах "Психеи" и это было бесценно. Любая музыка – это прежде всего обмен энергией со слушателем, особенно когда речь идет о живом выступлении. И эта энергия может быть разной.
– Мат-рок ломает ритм – это такой элемент деструктива?
– Зависит от того, какую ставишь для себя цель. Ритм можно сломать резко и выдать что-то радикальное, а можно играть с нестандартными размерами, полиритмией и паузами так, что неискушенный слушатель просто отметит для себя "что-то свеженькое", поскольку это будет законченная логичная фраза.
– Как математический рок вписывается в современную андеграундную тусовку? Может ли этот жанр стать более массовым и почему?
– Проникновение мат-рока в другие тусовки минимально. Самую большую объединяющую деятельность на этом поле ведет Moscow Music Week. Но на мой взгляд, мероприятия вроде MMW должны быть уже третьим этапом объединения разрозненных сцен. Прежде всего не хватает разноформатных фестивалей и новых медиа – это даст большой толчок для развития музыки в России в принципе. Зато о нас знает международное сообщество. Надеюсь, уже в следующем году мы поэкспериментируем с заграничными турами.
– С какими еще жанрами вы дружите, помимо мат-рока? Думали когда-нибудь скрестить математический рок с чем-то еще?
– На самом деле, этим мы и пытаемся заниматься. Чистого мат-рока у нас и нет, есть только какие-то элементы. Основной акцент в нашей музыке идет не на техничность, а на композицию.
– Вы уже работаете над дебютным альбомом? Каким он будет и войдут ли туда песни с вашего последнего ЕР (мини-альбом)?
– Мы придерживаемся позиции, что EP ничем не хуже альбома и отличается только количеством треков, поэтому треки с мини-альбома How to Leave Places останутся там. Однако треки с EP Outlines 2013 года в него не войдут, поскольку тот сборник был для нас чем-то вроде демо-записи. Выпуск каждого релиза для нас – это преодоление новой ступени. Новые треки почти всегда идут рука об руку с обновлением общей концепции.
– Расскажите про свои ближайшие и долгосрочные музыкальные планы.
– С 18 по 20 ноября мы будем давать концерты в рамках мини-тура: Питер – Москва – Нижний Новгород. Это будут первые выступления с нашим новым барабанщиком. Точно могу сказать – звучать будет свежо и по-новому. Следующие концерты намечаются на весну: к этому времени мы постараемся тщательно подготовить себя в новом качестве. В следующем году мы по-прежнему планируем записать и выпустить релиз. Мы структурировали несколько свежих композиций и завязали интересные контакты с парой японских лэйблов. Кроме того, в скором времени наш коллектив примет участие в одном видеопроекте. Ну, и конечно же, мы планируем расширять географию наших концертов и продолжать выступать.
– Что бы ты хотел пожелать молодым музыкантам?
– Счастья, здоровья и хорошего настроения – все это, поверьте, вам понадобится!