7 августа день рождения архитектора Федора Шехтеля. Под этот праздник корреспондент m24.ru пошел в гости к мастеру – в его последний собственный дом. У здания настолько непростая судьба, что можно назвать его фениксом. В советский период здесь находился сначала детский сад, а потом отдел КГБ, и о его авторстве забыли. В 1991 году в доме поселились бомжи, и два года жили, сжигая в шехтелевском камине все, что могло гореть.
Фото: vk.com/schechtel
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
"А в 1993 году сюда въехал только что образованный фонд "Стратегия". Состояние здания было ужасное, ни одной деревяшки не осталось, от разрушения его спасли железобетонные перекрытия, – рассказывает помощник президента центра "Стратегия" Михаил Парфенов. – И неизвестно, что бы было дальше, если бы мы не стали копать информацию про дом и не выяснили, что его построил Федор Шехтель и что он здесь жил".
После этого здание признали памятником архитектуры, и "Стратегия" в течение 10 лет реставрировала его на собственные средства. Специалисты восстанавливали все по крупицам, старым фото и обрывкам воспоминаний. Буквально решали многолетний ребус. О том, как в казалось бы пустом здании делали интересные находки, как по деталям дома можно прочитать талант архитектора и его привычки, и что помнят о нем потомки, сотрудники фонда рассказали корреспонденту.
От модерна к неоклассике, от украшений к простоте
Дом на Большой Садовой, 4 Федор Шехтель построил для себя и своей семьи в 1910 году, причем в сжатые сроки – всего за 4 месяца. Это третий и последний собственный дом архитектора, причем он сильно отличается от самых знаменитых его построек и даже от предыдущего собственного дома в Ермолаевском переулке.
Фото: vk.com/schechtel
"Шехтель вошел в историю как классик русского модерна. Но, когда строилось это здание, стиль практически исчерпал себя, начались дискуссии и поиски национального стиля в архитектуре, – говорит вице-президент фонда "Стратегия" Борис Баланцев. – Федор Осипович считал недостаточно оцененным классицизм XVIII века. Поэтому свой дом он создал в неоклассическом стиле. Конечно, привнося свои собственные находки, в том числе и от уходящего модерна. Это хорошо видно в некоторых деталях".
Как пример сочетания разных стилей и подходов приводят лестницу. Для архитектора этот элемент был очень важен. Стоит вспомнить хотя бы "морскую волну" в построенном им особняке Рябушинских (сейчас музей Горького) или ажурную готическую лестницу в доме Саввы Морозова (дом приемов МИДа). Но здесь лестница выполнена очень скромно – простой ритм, клепка вместо украшений. При этом, если посмотреть сверху, видны плавные скругления перил и "ушки" у ступеней, как наследство плавного и изящного модерна. "При реставрации думали заменить мягкий белый камень, из которого она сделана, на более прочный. Но повторить рисунок, создающийся по краям лестницы, никто не взялся. Ведь это все делалось вручную", – вспоминает Баланцев.
Находки на потолках и расследования цвета обоев и витражей
Хоть в здании не осталось вещей Шехтеля, его можно считать мемориальным с точки зрения планировки. Он создавался под нужды, привычки и образ жизни Федора Осиповича, его жены и троих детей. Первый этаж был общественный, и центральной его частью был просторный зал с потолками в 7 метров. Здесь была мастерская архитектора, а рядом находилась библиотека и столовая. О последней сохранилось много воспоминаний. "В ней стоял круглый стол, за которым обедали все: члены семьи, чертежники, гости. Среди гостей бывали Чехов, Врубель, Васнецов и другие художники. Здесь читал стихи молодой Маяковский", – говорит Парфенов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
При реставрации столовая подарила архитекторам интересную находку. Убирая позднейшие наслоения с потолка, раскрыли небольшой фрагмент горизонтальной колонны с растительным орнаментом виноградной лозы. По найденному кусочку этот редкий элемент восстановили по всему потолку. И отдельное расследование проводили ,чтобы выяснить, какие в комнате были обои.
"Мы их восстановили по воспоминания правнучки Шехтеля, которой бабушка рассказывала, что обои в столовой были золотистые. Ученые подобрали рисунок, потом в Германии – цвет… В общем, комнату собирали по крупицам. Огромную роль сыграла исследователь Людмила Сайгина и Музей архитектуры", – вспоминает Михаил.
Находки ждали реставраторов и на потолке большого зала. Оказалось, что его украшал один из любимых элементов Шехтеля – квадраты, в данном случае гипсовые. "Еще один характерный для Шехтеля элемент – дубовые панели. Они потом будут очень популярны в сталинское время. Поэтому к нам часто приходят киношники с просьбой снять в этом зале кабинет какого-нибудь большого чиновника", – рассказывает Борис Баланцев. А Михаил Парфенов добавляет про утраченную деталь зала:
Лестница Фото: vk.com/schechtel
"Изначально здесь была деревянная лестница на второй этаж (его, в в отличие от первого, занимали комнаты для семейного пользования). Она занимала примерно треть зала. К сожалению, эту лестницу сожгли. А так как сейчас функция помещения поменялась – здесь проходят лекции и публичные мероприятия – нам разрешили ее не восстанавливать, чтобы не терять место. У нас даже стулья специально подобраны так, чтобы в зале умещалось 100 человек".
Некоторые шехтелевские детали восстанавливали буквально наугад по фотографиям и аналогиям. Было известно, что в комнате с камином были витражи, но какой у них был рисунок и цвет, оставалось загадкой. Решили ориентироваться на узор витражей в предыдущем доме архитектора. Гобелены над камином тоже восстановили по фотографиям, но так как они были черно-белые, цвет подбирали сами.
Вера, Лев и Маяковский
Сейчас на первом этаже дома Шехтеля проводятся публичные мероприятия, а на втором находятся кабинеты фонда. В одном из них есть "уголок Маяковского". Раньше это была комната его возлюбленной Веры Шехтель. Ему было 20, ей 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи на всю Садовую, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Роман оборвался, когда выяснилось, что Вера беременна от Маяковского. Ему запрещают появляться в доме, а девушку отправляют за границу делать аборт. В ее жизни будет еще два супруга, но она бережно сохранит свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту. В 1953 году передаст это все в музей Маяковского. По словам сотрудников "Стратегии", в новой экспозиции музея появится отдельный стенд про дружбу детей Шехтеля и Маяковского.
"Три сестры" и мансарда для катания на роликах
Дом интересно осмотреть не только внутри, но и снаружи, а также сверху. Его крыша выполнена в виде мансарды. Раньше на ней можно было пить чай и любоваться Патриаршими прудами. А чтобы итальянский прием прижился в русском климате со снежными зимами, между ней и жилыми помещениями Шехтель устраивает технический этаж. "Интересными воспоминаниями поделился правнук архитектора Федор Ращевский. Его бабушка рассказывала, что на этой крыше она с подругами каталась на роликах. Конечно, они отличались от современных, но все же здесь, получается, был один из первых роллердромов…", – шутит Парфенов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
На фасаде дома Шехтель создал фриз изображающий Афину Палладу и муз живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Эти же героини оживут в его лекции "Сказка о трех сестрах". "Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах – Архитектуре, Живописи и Скульптуре…", – скажет он своим студентам. Еще одно украшение-метафора находится над входом в дом, и связано с семьей. "Сына архитектора звали Лев. А сам Шехтель был Львом по гороскопу. Два мужчины в семье образно здесь отражены", – считает Парфенов.
Под день рождения одного из Львов фонд успел отреставрировать фасад особняка. К тому же, именем архитектора была названа одна из аллей неподалеку. Место все больше обретает своего гения.