Форма поиска по сайту

Заповедник в заповеднике: как в столице появился Ботанический сад РАН

город растения история

14 апреля 2016, 17:27

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Колумнист m24.ru Алексей Байков рассказывает историю появления в столице Главного ботанического сада.

Московский ботанический сад был основан 14 апреля 1945 года. То есть за три недели до конца войны, что удивительно уже само по себе. Соответствующее постановление Совета Народных Комиссаров было принято еще раньше – 21 января того же года. У Высоцкого, помнится, была песня, очень четко уловившая дух времени:

Уже не маячат над городом аэростаты. Замолкли сирены, готовясь победу трубить. А ротные все-таки выйти успеют в комбаты, Которых пока еще запросто могут убить.

Да, Москву уже давно не бомбили и о немирной жизни напоминали разве что продуктовые карточки и ежедневные сводки от Совинформбюро, но и на фронте и в тылу все понимали, что впереди ожидают еще годы лишений и упорного труда – слишком многое было разрушено. И вот в такой момент средства на Ботанический сад все-таки нашлись.

Проблема с отсутствием Ботанического сада в Москве возникла в результате "исторического переезда" 1918 года. Раз столица вернулась в Москву, то рано или поздно, следуя нашим традициям централистской государственности, туда же должна была перебраться и Академия Наук. В Санкт-Петербурге у нее свой собственный сад как раз был – основанный еще при Петре Аптекарский огород (не путать с московским аналогом – ныне Ботаническим садом МГУ), в 1823 году переименованный в Императорский ботанический сад. После революции он стал просто Главным ботаническим садом, затем, в 1930 году его передали на баланс АН СССР. В 1932 его слили с Ботаническим музеем Академии наук – так появился Ботанический институт АН СССР.

Впрочем, нельзя сказать, что историческая Москва была так уж бедна собственными ботаническими учреждениями. Помимо основанного в 1706 году Аптекарского огорода, существовал еще и ботанический сад графа Разумовского, находившийся в имении Горенки, то есть в районе нынешней Балашихи. Его коллекция включала в себя более 300 видов по преимуществу тропических деревьев, а также ряд российских эндемиков. Сад Разумовского был известен всей Европе – был даже издан каталог на французском языке. Но когда граф умер, а у его наследников стали кончаться деньги, он был безжалостно распродан "на вынос". Впрочем, богатых исторических традиций для современного научного учреждения было явно недостаточно.

В 1934, когда по распоряжении Молотова "в целях дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства", ученым все же пришлось сниматься с насиженных мест и перебираться в столицу, Ботанический и Зоологический институты все равно остались в Ленинграде. В Москве для них не было ни подходящих помещения, ни научно-экспериментальной базы. Ботанический сад просто так на поезде не перевезешь…

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Вообще-то само руководство института было не против переезда, в особенности его директор В.Л. Комаров, мечтавший уже на новом месте подготовить фундаментальный многотомник "Флора СССР". Ему даже удалось пролоббировать эту идею наверху – по крайней мере, в обновленном Генеральном плане реконструкции Москвы от 1940 года была размечена территория для нового Ботанического сада. Согласно проекту, его северная граница должна была проходить по линии Окружной ж/д, южная – примерно по нынешней Улице академика Королева, на западе – вобрать в себя весь нынешний природоохранный комплекс "Марфино", а на востоке – по Проспекту Мира. Но, как и во многих других случаях, реализации столь грандиозного проекта помешала война. А в апреле 1945 года к этой идее вновь решили вернуться, но "карася" при этом пришлось значительно урезать. Хотя даже в таком варианте наш Ботанический сад все равно получился одним из самых больших в Европе.

Идеи по созданию в Москве еще более грандиозного ботанического комплекса не покидали советских архитекторов и урбанистов вплоть до начала 60-х годов. Так в книге А. Логинова и П. Лопатина "Москва на стройке", где описывался будущий облик социалистической столицы в середине 1980-х годов, нашлось место и для ботанического сада, построенного как часть огромного Пушкинского парка, видимо на месте нынешних Сокольников:

Гордость парка – обширный Главный ботанический сад Академии наук: вековые сосны, дубовые и березовые рощи, пруды, дендрарии, плантации, музеи, питомники. В центре сада – главная оранжерея "Хрустальный дворец". Здесь на открытом воздухе и в теплицах собраны сотни тысяч видов и разновидностей культурных и дикорастущих растений – вся флора земного шара.

Вот поднялись купы гигантских тропических деревьев – их родина за Атлантическим океаном. Распластались мхи и карликовые березы тундры. Таежные леса Сибири соседствуют с густыми зарослями бамбука и пробкового дуба, серебристые пихты Урала – с представителем древнейших эпох, огромным энцефаляртосом. Здесь же аллеи деревьев, подстриженных и расположенных в стиле старых парков, и скупая растительность саванн и пустынь. Зимой рядом с застеклёнными оранжереями тропической флоры стоят опушенные снегом бронзоствольные сосны и темно-зелёные ели. В двух шагах – пышное цветение экваториальной растительности и строгий ландшафт морозного Севера.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Изначально новый Ботанический сад планировали разместить на Воробьевых горах, но потом от этой идеи отказались, хотя выбранный участок еще какое-то время сохранялся за институтом. Там располагался питомник сада, а позднее на этом месте был построен Московский Дворец пионеров. Ботанический сад решено было перенести в Останкино. Основой для его территории стало место с богатым историческим прошлым: сохранившиеся остатки Ерденьевской рощи, в XVII веке принадлежавших князьям Черкасским. В этих местах любил охотиться Алексей Михайлович "Тишайший". В 1743 году имение Осташково отошло к графскому роду Шереметьевых, и на территории рощи, согласно последним веяниям моды, был разбит английский парк, позднее пришедший в упадок.

При проектировании Ботанического сада остатки дубравы постарались по-максимуму сохранить, а научную коллекцию решили разместить по ее периметру. В результате получился своеобразный заповедник в заповеднике, основой которого является среднерусская дубовая дубрава со 150-200-летними деревьями и полным набором сопутствующей флоры. Ее территория отгорожена от остальной части сада специальной изгородью, проход за которую разрешен только сотрудникам.

Проект организации территории сада был разработан архитектором И.М. Петровым под руководством академиков Н.В. Цицина и А.В. Щусева. Лабораторный корпус, микроландшафты дендрария и оформление главного входа проектировал получивший образование во Франции ландшафтный дизайнер Л.Е. Розенберг. Результатом его работы стал один из крупнейших в мире дендрариев, включающий 1900 видов деревьев и кустарников со всего мира.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Ботанический сад, как и Москва, не сразу строился, его развитие продолжалось целых 20 лет, с 1950 по 1970-й год. За это время были сформированы все основные экспозиции и созданы коллекционные участки: модели географических ландшафтов СССР в отделе флоры, коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции "Розарий", "Сад непрерывного цветения", "Сад прибрежных растений" и "Теневой сад" и другие. В Фондовой оранжерее была собрана одна из наиболее крупных в Европе коллекция тропических и субтропических растений, насчитывающая около 6600 видов. Одна только коллекция орхидей насчитывает около 1120 видов и 300 гибридов. А всего в коллекции сада находятся 8220 видов и 8110 форм и сортов растений – то есть 16330 таксонов, говоря научным языком.

В апреле 2014 года территория Ботанического сада была административно включена в состав ВДНХ.