Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
"Печатный двор много раз горел и заново отстраивался, причем в его создании участвовал автор Спасской башни Кристофер Галлоуэй, – рассказывает Брусиловский. – Нынешний вид здание получило в 1814–1815 годах. Архитектор Иван Мироновский постарался частично повторить облик предыдущего здания Печатного Двора, который к началу XIX века обветшал и в 1810 году был разобран. Копировались некоторые детали, например лев и единорог – символы государственной власти и премудрости. Лев изначально был изображен с короной, но ее сбили в XX веке. А псевдоготический стиль архитекторы выбрали потому, что готика тогда считалась признаком древности. Солнечные часы – дань моде, в начале XIX века некоторые здания украшали таким образом. Вы можете увидеть подобные на здании МГУ на Моховой. Кроме того, на старом здании Печатного Двора ранее также были солнечные часы".Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Во дворе Синодальной типографии (еще одно, петровское название места) – своя "машина времени". Здесь стоят здания ПравИльной и Книгохранительной палат. В первой работали мастера, которых сегодня мы бы назвали корректорами, а во второй хранились готовые книги. Основная часть комплекса построена в XVII веке, но подземные части одного из зданий археолог Александр Векслер датировал концом XV столетия. То есть это одно из самых древних гражданских зданий Москвы. В Историко-архивном институте его называют "теремок". У него во всех отношениях непростая судьба. Во-первых, во время реставрации 1872–1875 годов построили новое крыльцо. Раньше оно выходило прямо на двор, а сейчас примыкает к стене. Двор от этого стал шире, но некоторые окна здания теперь смотрятся нефункционально. Но это лишь малая доля приключений "теремка"...Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Мы входим внутрь и попадаем в подвалы. Как и положено, здесь темно, холодно, немного пыльно и попадаются интересные вещи. В данном случае – чудом сохранившиеся исторические колонны старого Печатного Двора XVII века. В советскую эпоху выставлялись в институтском музее, а в 1990-е годы оказались брошены в одном из темных углов. К счастью, несколько лет назад их удалось найти и очистить от мусора.Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Строить это второе в городе укрепление начали в 1534-м по указу матери Ивана Грозного Елены Глинской. Приглашенный итальянский мастер Петрок Малый Фрязин создал укрепление длиной 2,5 километра и шесть метров в высоту с двенадцатью башнями и четырьмя воротами. После того как в 1934 году большую ее часть разобрали, единственный подлинный участок остался за гостиницей "Метрополь" (другой фрагмент есть в Китайгородском проезде, но он частично воссоздан в 1960-е годы). Раньше на него можно было попасть в летнее время через тот самый бар. Интересно, что здесь можно увидеть, как изначально выглядели зубцы стены: они были широкими, с небольшими бойницами. Потом, когда стена перестала играть роль укрепления, их заменили на "ласточкины хвосты".Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Под конец нам показывают помещение, где когда-то по указу Петра I была напечатана первая русская газета "Ведомости". Есть красивая легенда, что для ее популяризации император ввел правило: если человек прочитывал эту газету в трактире, его бесплатно кормили обедом. На изразцовых печах – снова единорог и лев, причем с короной. В этом помещении пока что нет отопления, но в будущем, по словам экскурсовода, тут может появиться музей Печатного Двора. Учитывая интерес к зданию, это было бы правильнее, чем предыдущая глава из истории "теремка".Читайте также