Борис Батыршин. Фотоархив автора
Борису Батыршину уже 51 год. Он звукорежиссер, телевизионный редактор, недавно состоявшийся писатель-фантаст… А еще – основатель московского ролевого движения. Из стен созданного им подросткового клуба "Город мастеров" вышло первое поколение московских ролевиков. А потом еще несколько лет Батыршин был неформальным "смотрящим" за тусовкой в Нескучном саду: устанавливал правила, предотвращал драки и решал проблемы с милицией. Затем он просто ушел, когда все это надоело. В интервью M24.ru Борис Батыршин рассказал о том, как родился, жил и умер
знаменитый "Эгладор" и почему история московских толкинистов сложилась именно так, а не иначе.
– Привет. Строго говоря, наш стандартный первый вопрос "Почему тебя занесло к этим чудакам?" к тебе не применим, поскольку ты не "пошел в ролевики", а был одним из отцов ролевого движения даже не в России, а во всем бывшем СССР. Немного переформулируем: оттуда у тебя вдруг родилась идея игры и кто, кроме тебя, еще стоял у истоков?– В свое время я на эту тему написал статью для одного еще не сетевого нашего журнала, она так и называлась –
"Истоки ролевого движения". Если вкратце, то самые первые игры проводил для подростков студенческий отряд "Рассвет", наследник "Каравеллы" Владислава Крапивина. Цель там была – углубленное изучение истории с погружением в тему. В "Рассвете" я был одним из комиссаров, так там называли руководителей.
Году так в 1987-м я заново пересекся со своим старым приятелем Дмитрием Неждановым, которого знал по КЛФовской тусовке (КЛФ – клуб любителей фантастики – прим. M24.ru) года тоже с 1983-го. Он в 1987-м руководил детским КЛФ "Кассиопея". Я стал им помогать, а заодно ввел у них в употребление игры. Потом мы с ним создали совместный детский клуб, который затем превратился в "Город мастеров". Но это позже.
От "Кассиопеи" мы поехали в 1988 году на конвент "Аэлита", где встретили людей из Красноярска, которым и подкинули идею о ролевой игре по Толкину. Они, собственно, и сами хотели какой-то игры, но не знали, как взяться. А мы как раз на "Аэлите" заявили о себе как о клубе любителей научной фантастики и ролевых игр. Вот тогда, можно сказать, и родилось российское ролевое движение. Осенью 1988 года на конвенте "Аэлита" в Свердловске.
Фото: rinel
Дальше все было просто: наш "Город мастеров", собственно, и дал старт ролевому движению Москвы. Сначала я от его имени съездил на первые Хоббитские игрища, а в следующем году мы и сами заявили ХИ-91, провели, пошли делать игры, семинары, стал подтягиваться народ. Параллельно появился "Эгладор" – университетская тусовка в библиотеке Нескучного сада, но это уже зима 1992–1993 годов. А потом я пришел туда, примерно в конце 1993 года.
Фото: rinel
– То есть с зарубежным LARPG-движением у вас никаких связей не было? Идея была своя, родная?– Совершенно своя. Об американских "исторических анахронистах" мы узнали много позже. Что касается израильского ролевого движения – то это наше, плоть от плоти... Тогда же интернета не было, да и ездили по заграницам много меньше, а в Штаты так почти и вовсе не ездили...
– Ну это не помешало, например, в свое время нашим студиозусам узнать о существовании в США хиппи и начать им подражать. Но все же откуда пошли ролевые игры? Из школьных "судов над Онегиным"?– Нет, школьные суды тут не при чем. Ролевые игры придумал в отряде "Рассвет" Миха Кажаринов, я же об этом писал в статье. У меня был к тому моменту только опыт настольных словесных игр, еще с той студенческой компании любителей фантастики, где мы с Неждановым и познакомились. Так одно на другое и наложилось.
– Вот расскажи подробнее про "Город мастеров". Подростковый ролевой клуб – это по тем временам было нечто совсем новое для Москвы. Легко ли было получить разрешение на такую деятельность и помещение рядом с метро "Парк Культуры"? Вас тогда курировал комсомол?– Это помещение еще с 1985 года занимал отряд "Рассвет". Потом он разросся, переехал в новое помещение на улице Хавской и в другие места. Отрядов стало уже несколько. А когда "Кассиопея" лишилась помещения во Дворце пионеров, где они существовали как КЛФ при местном кружке космонавтики, мы унаследовали полуподвал на "Парке". Это шло по линии местного педагога-организатора.
Фото: rinel
Ключевым событием для "Города" стали именно ХИ-91, точнее – подготовка к ним и серия выездных семинаров для нарождающихся ролевых клубов, которые мы проводили после 1991-го. И сами ездили, и к нам приезжали. Знаменитый тогда "Лангедок" как раз и был придуман как типовое мероприятие, которое мы проводили раз десять и в разных местах. И для харьковчан, казанцев и уральцев...
Фото: rinel
– "Лангедок" – это что? Поясни в трех словах для незнающих людей.– Это одна из первых кабинетных ролевых игр на несколько часов на историческом материале крестового похода против катаров 1209 года. Мы делали его так, чтобы наглядно дать все элементы игр – интриги, бал, экономика, мастерские персонажи. Потом это стало своего рода нарицательным наименованием всех кабинетных игр. Еще в 2000-м я слышал от ребят, уральцев: "Мы провели "Лангедок".
– И каким был среднестатистический участник ролевых игр на момент их основания: возраст, социальный состав? Больше школьники или студенты?– У нас в "Городе мастеров" не было детской и взрослой части. Взрослых было только трое, а остальные – подростки лет до 16. Причем всех удивляло то, как они легко справлялись с мастерскими и организаторскими задачами. Ну и некоторое количество народу приходило помогать – те, кто узнал про первые ХИ. Но в клуб они не входили, а имели статус гостей.
Еще, помнится, были студентки из художественного училища – они делали маски назгулам из папье-маше и формы для литья монет. Тогда же пришла Тошка, Антонина Каковиди, она потом стала очень известна в московском ролевом сообществе и не только. Через год после проведения ХИ-91 у нас появилась
Ниенна (Наталья Васильева), автор "Черной книги Арды" – прим. M24.ru) и Макавити (Константин Асмолов, ныне известный эксперт по проблемам Кореи – прим. M24.ru).
Но в основном, конечно, студенты и далее. Возраст – от 19 до 27 лет. Очень мало людей старше. Еще к нам заходили те самые ребята из МГУ, которые впоследствии основали "Эгладор" в Нескучном, но они очень быстро от "Города" отошли…
Фото: rinel
– Ясно. А почему "Город мастеров" в итоге закрылся и чем все кончилось? Как вышло, что такой замечательный клуб все же не пережил 90-е?– "Город" существовал весьма долго, года до 1996-го, трансформируясь в процессе, а потом народ подрос, помещение накрылось... Сам помнишь, какие были времена. Ну и я, во всяком случае, не ставил задачу закрепляться на "Парке" или что-то там расширять – я был там не как представитель какой-то группы или клуба, а сам по себе. Другой вопрос, что связей ни с кем не терял.
Одно время нас опекали Нечаев и Колеров – выходцы из отряда "Рассвет", которые подались тогда в бизнес. Потом у них начались разногласия, денег не стало, да и мы с Димкой как-то заняли разные стороны конфликта. В общем, для "Города" как цельного клуба это стало фатальным. Ну не совсем фатальным, конечно. Люди-то остались, потом многие ездили на игры в составе своей команды, организовывали новые. Даже на ХИ-99 половиной игры рулили мастера из бывшего "Города мастеров". Но цельной структуры уже не было. Обычная, увы, история...
Фото: rinel
– А что за эмгэушники – основатели "Эгладора"? Эти ребята откуда взялись и как у вас с ними складывались отношения?– Откуда взялись? По линии КЛФ узнали про ХИ-90 и кое-кто побывал на ХИ-91 и даже помогал нам с подготовкой. Но мы с Неждановым показались для них слишком авторитарными, а они для нас – слишком демократичными. В общем, мы друг от друга дистанцировались, и они в итоге перебрались в библиотеку Нескучника. Некоторое время они собирались там как местный "НФ-клуб", но потом все это выплеснулось за пределы библиотеки.
Уже к этому моменту эмгэушники потеряли контроль над ситуацией, из помещения их выперли, но на лужайке перед зданием уже образовалась самостоятельное "эльфийское" сборище, фактически никем не управляемое. Тогда-то я в ней и появился.
– А почему появился?– Интересно было. Кроме того, я тогда почувствовал, что в Москве нарождается новая ролевая тусовка, помимо нашего "Города мастеров". И было ясно, что без связи с москвичами-ролевиками – причем тесной, но ненавязчивой, наш "Город" перспективы не имеет. А "Эгладор" как раз тогда и был той единственной площадкой, где мы все встречались и общались. Тогда же, кстати, и возник тот самый журнал, выдержавший пять-шесть выпусков...
– Что за журнал?– Я уже не помню названия, но как раз туда я писал эту свою статью по истории ролевых игр... Тошка его издавала, Кэт Бильбо (Ливанова Екатерина), дядя Слава...
Фото: dgulsik.narod.ru
– Когда ты туда пришел, как внешне выглядела тусовка и чем занималась?– В основном там были эмгэушники, те немногие, что успели съездить на ХИ и нарождающийся класс "дивных". Чем занимались – тусовки, гитары, хождение в занавесках и очень, очень понемногу – "маньячка" (фехтование на игровом оружии – прим. M24.ru). Кстати, сам этот термин появился намного позже. Тогда народу на "Эгладе" было человек 30–40, редко больше...
– А как ты стал "главным по эльфятнику"? Выбрали на всеобщем тинге или просто к тому моменту у тебя был уже настолько неубиваемый авторитет, что больше было просто некого?– Наверное, второй вариант. Так уж вышло, что я взял на себя наведение там порядка – тем более что как раз тогда начались первые конфликты с местными парнями. Вот я их и разруливал по мере сил. Плюс панки какие-то приходили, потом мне же приходилось объясняться с властями... Так и пошло.
– Расскажи о проблемах с милицией и местными. Когда они стали возникать, в чем заключались, кто в них был наиболее активной стороной?– Да ну, какие проблемы? Наши шумели, бабка из библиотеки периодически на них жаловалась... Случалось, что в аллеях милиция кого-то в сильно нетрезвом виде задерживала. Вообще-то они раз-другой за вечер к библиотеке наведывались на своем ГАЗике, но, как правило, никого не трогали.
Конфликты с местными? Да обычная реакция сплоченной по территориальному принципу подростковой гопоты на чужую непонятную тусовку. Была пара драк среднего масштаба, после чего я наладил связь с местными дворовыми авторитетами, и все вопросы стали решаться на словах. Помнится, даже пару раз к нам эти ребята присоединялись, когда мы весенние субботники на поляне устраивали, было и такое. Администрация выдавала лопаты, грабли, метлы, мы и старались...
Ну и своих, кто был излишне активен, мы старались в узде держать. Пару раз на тусовку приходили откровенные сатанисты – наехали на них, отвадили... Пару раз конкретно били морды за травку – тут уж без разговоров.
Фото: dgulsik.narod.ru
– По газетным подшивкам и воспоминаниям очевидцев было два крупных разгона "Эгладора" властями. Один был примерно в середине существования тусовки и связан был с тем, что толкинисты присоединились к протесту экологов против строительства на Воробьевых горах. А второй был весной в конце 1990-х, когда ворота на входе чуть ли не блокировали строем ОМОНа, а народ вынужденно перебрался на Лысую гору к Андреевскому монастырю. Что можешь вспомнить про эти события?– Насчет экологического активизма – по-моему, это все вранье, позднейшая легенда. То есть протесты были, и статьи об этом были, и отдельные люди с "эльфятника" в них участвовали, даже и в занавесках, но никаких массовых акций от общего имени не наблюдалось.
Что до ОМОНа в конце 1990-х – то это… Как бы сказать, художественное преувеличение. В роли ОМОНа там выступали полдюжины сержантов из местного отделения, которые перекрыли главные ворота Нескучника и полтора часа никого туда не пускали. Потом – да, решено было искать новое место, и в самом деле попытались перебраться именно на Лысую, но в силу крайне слабой транспортной доступности этого места не срослось.
Фото: Старый Эгладор
Я думаю, просто в какой-то момент количество перешло в качество. Слишком много стало народу. Стали выплескиваться за границы поляны, свинячить по кустам, пьяные компании с "дрынами" (еще одно название игрового оружия – прим. M24.ru), приводы, стычки с гуляющими, шум... Я сейчас понимаю, что у властей элементарно лопнуло терпение.
К тому же там какое-то начальство сменилось вроде, а новая метла – сам понимаешь. Инициатором разгона в любом случае было руководство Нескучного сада. Предыдущее нас терпело, а новому мы мозолили глаза. Площадку у библиотеки мы тогда конкретно загадили, несмотря на все субботники. И за набережную еще взялись. В общем, правильно сделали, чего уж там...
– Навскидку вспоминается пара-тройка случаев криминала прямо на "Эгладе", в основном были телесные повреждения, но было и убийство как минимум одно. Ты что-нибудь об этом помнишь?– При мне убийств не было. Криминал – в основном мелкое воровство, кого-то поймали на том, что "чистил" сумочки девиц, плюс мордобои. Травматизм? Пока народ массово не стал обзаводиться клинками из текстолита и дюраля – у нас травм особых не было. Руку кто-то сломал, да и только.
Кстати, я тогда этого, проворовавшегося, сам от милиции отмазал. Пострадавшие девицы его простили. Случай оказался впрок: человек потом вполне приличным стал, уважаемым. Но в общем, при всей внешней шумности и неумытости, тусовка была вполне мирная. В основном милиция забирала подпитых. Этих, да, был урожай. А уж как там бомжи бутылки тралили по кустам...
Фото: vk.com/eglador
– А вы вообще взаимодействие с руководством парка наладить как-то пытались?– От случая к случаю. Они не рвались, а мы не стремились. Им от нас ничего не было нужно, кроме порядка и тишины, то есть того, чего мы им при любом раскладе предложить не могли. Договориться, конечно, пытались, да. Но в какой-то момент новое начальство решило разобраться с этим вопросом кардинально.
И, повторяю еще раз, я их сейчас прекрасно понимаю. Да и тогда понимал. Сама тусовка потеряла слитность, стала слишком аморфной и в то же время конфликтной. Иначе и быть не могло. Старики разошлись по своим группам, уже не в Нескучнике, туда приходили ненадолго, постоять в сторонке, поговорить. А местные амбиции и конфликты в какой-то момент переросли некий критический объем. Мои усилия по наведению порядка подарили "Эгладору" пару лишних лет. Однако до бесконечности это не могло продолжаться.
А может, я и свою роль переоцениваю и процесс был вполне естественным. Но, повторюсь, иначе и быть не могло. Недаром тогда отпочковался и "Мандос" (еще одна крупная тусовка московских толкинистов в Царицынском парке по воскресеньям – прим. M24.ru).
– Кстати, а расскажи про "Мандос". Почему эта тусовка вообще возникла?– Просто народ нашел себе место, где можно без помех "поманьячиться" в выходные в светлое время дня. "Мандос" был чисто боевочной тусовкой, тогда как на "Эгладе" всего хватало. Возник он безо всяких моих усилий – я просто пришел туда на готовое.
– А там-то ты что делал? Тоже руководил процессом?– То же, что и остальные. Фехтовал. Там боевка была потолковее, чем в Нескучном, и местность поудобнее. Но вообще появление "Мандоса" стало знаковым моментом: "Эгладор" отныне перестал быть единственной и неповторимой площадкой для московских ролевиков.
Фото: umbar.narod.ru
– Расскажи про свой уход с "Эгладора". Довелось слышать такую версию: тебя подловили в аллеях у библиотеки, пшикнули в лицо перцовым газом и избили, после чего ты решил послать все к черту.– Вранье. Не было такого даже и близко. Я уходил оттуда не сразу, а шаг за шагом. Просто от толкинизма интересы постепенно перетекли в историческую реконструкцию. Да и народ, который мне был интересен, понемногу растекся оттуда. Грубо говоря, надоело. А никаких историй с баллончиками не было.
Однажды, правда, году в 1995-м, в меня один сильно обиженный "дивный" попытался пальнуть из газового револьвера, но я у него его отобрал и приятелю подарил. Это все. А избивать и подстерегать меня в жизни никто не пытался.
Собственно, главное, из-за чего я ушел окончательно, – это совершенно шутовская активность некоторых наших "эльфов". Это все выглядело такой гнусной пародией на первые годы "Эгладора".
Если резюмировать, то "Эгладор" жил полной жизнью, а потом состарился и умер. А московская ролевая тусовка просто перешла на другой этап своего существования. Та же история произошла в свое время и с КСП.
– Так почему он умер? Интересно твое мнение.– Перерос себя. Изменился внутренне, постарел. Не угнался за развитием ролевого движения. Мало ли почему? Главное – он перестал быть единственной, объединяющей точкой для всех московских ролевиков.
Сперва появился "Мандос", потом клубы в разных местах, да мало ли... "Эглад" стал местом активности "пионеров" и прочих внесистемных личностей, не примкнувших к серьезным ролевым коллективам, иначе говоря – тусовкой ролевого андеграунда.
Все эти люди для меня были уже совершеннейшими чужаками, и я уже не интересовался тем, что у них там происходит. "Старики" вроде меня поначалу еще ходили туда по привычке, из ностальгических соображений, а потом уже окончательно потеряли интерес.
Кстати, ровно все те же люди – ветераны старого "Эгладора" – сейчас туда вернулись, уже, конечно, совсем в ином формате, но по-прежнему каждый четверг… Короче, все возвращается на круги своя.
Фото: aquavitae
– И почему вдруг случился такой разрыв поколений? То у тебя в "Городе мастеров" школьники легко встраивались в тусовку и тащили общее тягло организации игр, а то вдруг "Эгладор" заполонили бессмысленные "пионеры", на которых все плевать хотели и никто не занимался их социализацией в тусовке. Дело в качестве пополнения или в количестве?– Потому что "старики", способные к серьезной организации, и костяки их групп ушли оттуда в полном составе и занимались теперь своими делами в других местах. Остались либо те, кто привык, либо те, кто был ни на что не способен, либо те, кого никуда не брали. Исчезло организационное начало. Те, кто хотел чего-то выходящего за рамки кидания понтов и пива, находили иные места. А те немногие, кто хоть что-то из себя представлял в оставшемся "гумусе", сбивались в кучки и тоже в итоге находили себе другое место.
– "Стариков" испугала массовость тусовки?– Нет, "старики" хотели некоторой кулуарности, конечно, но и конструктива тоже. Пришло время клубов и объединений клубов, и именно они стали задавать тон в ролевой среде. Недаром примерно в это же время появились "Золотые леса" и прочие...
Испугала не массовость, а дикость. Понимаешь, когда в тусовку из 20 человек приходит пять новичков – они с ней сливаются, принимая ее понятия и правила. Но когда в нее приходит сто новичков – они размывают ее уникальность и превращают в неконтролируемое сборище, справиться с которым можно только насилием.
Это и произошло. В итоге из тех двадцати 18 ушли куда-то, куда новичков не берут или берут, но не всех, а оставшиеся двое стали играть в насилие, получая от этого, в силу характера и возраста, полное удовлетворение. В общем, закономерный итог.
Фото: olmer
– А после ухода ты чем занимался? Продолжал делать игры и играть сам? А сейчас что делаешь?– После ухода до 2003 года был в средневековой реконструкции, иногда еще ездил на игры. Потом увлекся лошадьми и на этой почве перешел в реконструкцию "наполеоники". Тогда же и завязал практически с ролевыми играми, хотя ребята из клуба иногда ездили.
А сейчас уже все. Иногда выезжаю с реконструкторами на "наполеонику", но с играми уже покончено.