Форма поиска по сайту

День российского кино: "Изменилось значение самого слова "кино"

27 августа Россия отметила День отечественного кино. Праздник имеет почти 100-летнюю историю, а начало ему было положено 27 августа 1919 года, когда Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа.

M24.ru пообщался с кинорежиссерами, выяснил их мнение о современном кинематографе и попросил перечислить лучшие на их счет отечественные картины.

Владимир Хотиненко, режиссер ("72 метра")

Владимир Хотиненко. Фото: ИТАР-ТАСС

- Изменения произошли не только у нас, но во всем мире. И в первую очередь изменилось значение самого слова "кино". То значение, которое было в период моего детства и юности, - его нет. Кино превратилось в аттракцион.

Сейчас остался крупный калибр: жанровое кино и блокбастеры, и мелкий калибр – то, что мы привыкли называть словом "кино". Киноиндустрия демократизировалась – сейчас можно снять фильм на телефон. И это может быть серьезно кино, за счет которого режиссер уже завтра станет знаменитым.

У индустрии был шанс приблизиться к нормальному искусству, но, к сожалению, упал культурный уровень. Культура стала назывной: назовут консервную банку искусством - она им и станет.

Рекомендует:

Фильм "Андрей Рублев" Андрея Тарковского. Историческая драма была снята в 1966 году на киностудии "Мосфильм". Фильм разделен на восемь новелл и рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублева, о жизни Руси XV века.

Иконописец искупает смертный грех, убийство человека, и берет обет молчания, держа его пятнадцать лет. Примечательно, что это один из немногих известных фактов из жизни Андрея Рублева.

Авторов фильма обвинили в пропаганде насилия и жестокости, и картина была сокращена. Лишь в 1971 году она вышла в ограниченный прокат, а широкая премьера состоялась в 1987 году.

Также Хотиненко отметил режиссера Глеба Панфилова, чей фильм "Начало" (1970) получил "Серебряного льва" на Международном кинофестивале в Венеции; Алексея Германа - его фильм "Хрусталев, машину!" получил призы "Ники" и "Золотого Овна" в номинациях "Лучший игровой фильм" и "Лучшая режиссерская работа".

Юсуп Разыков, режиссер ("Гастарбайтер")

Юсуп Разыков. Фото: ИТАР-ТАСС

- Сейчас идет смена поколений и технологий, и это заметно - появляются новые темы, новое кино в целом. Это не проходит безболезненно – за последние 10 лет три или четыре раза менялась структура финансирования кино и принципы отбора картин. При этом продюсерский подход у нас еще не прижился. Именно поэтому в прокате больше американского кино.

Что касается нашего кино, то оно пока что не заслужило внимания зрителя. Отечественные прокатные картины, которые держатся на популярных комических артистах, - это новая традиция. Но пока она не дает всходов, достойных русской культуры. Потому что русская культура может подолгу таиться, а потом сделать резкий выброс.

Рекомендует:

Картины Бориса Хлебникова. Например, его фильм "Свободное плавание", который получил приз за режиссуру на фестивале "Кинотавр" в Сочи и две Национальных премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон" за фильм и режиссуру.

В фильме говорится об обычном провинциальном парне, в котором еще не остыла бунтарская жилка.

Андрей Богатырев, режиссер ("Иуда")

Андрей Богатырев. Фото: ИТАР-ТАСС

- В России всегда все только начинается. У нас так устроены, что ничего не бывает четко, нет таких градаций, как в Европе или США: вот это - арт-кино, а вот это – блокбастер. На данном этапе у нас затраты на создание картин не окупаются, кино особо не приносит денег.

Большинство людей не будет разделять авторское и жанровое кино – для них это просто кино. Вообще, у нас в культуре нет четкого разделения, все вразнобой – сплошной хаос. Даже когда режиссер снимает, он не задается вопросом - для кого он снимает и что получится?

Рекомендует:

Фильмы Александра Велединского. Его последняя работа - картина "Географ глобус пропил" получила Главный приз ХХIV кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи. Из авторских режиссеров, которых "у нас просто огромное количество", он выделил Кирилла Серебренникова, чей фильм "Изображая жертву" заработала четыре номинации на премию "Золотой орел" и пять номинаций на премию "Ника".

Президент кинофестиваля "Кинотавр", продюсер Александр Роднянский.

Александр Роднянский. Фото: ИТАР-ТАСС

- За последние 20 лет кинематограф из государственного превратился в продюсерский. Это положительные тенденции, поскольку продюсеры сами могут привлекать авторов, сценаристов. Меньше всего хочется возвращаться к системе госкино, когда не было никакого развития.

За попытками завоевать внимание зрителя мы забыли о прилично сделанных картинах. Кроме того, с широкого экрана происходит отток таких жанров кино, как драма, детектив и триллер. Вообще, жанровое кино один-два раза в год преподносит такие хорошие работы.

Что касается сегмента авторского кино, то этот жанр очень быстро развивается.

Рекомендует:

Фильм "Легенда №17" Николая Лебедева о легендарном хоккеисте Валерии Харламове. Авторы картины изобразили хоккеиста так, чтобы не осталось и тени сомнения в том, что этот человек – настоящая легенда. В фильме показаны шесть лет его жизни, за которые он прошел путь от безвестного спортсмена-новичка до героя суперсерии игр с канадцами.

Также продюсер отметил режиссера Андрея Звягенцева, чьи картины "Елена", "Изгнание", "Возвращение" являются "бесспорной частью отечественной культуры". К слову, фильм "Возвращение" получил две кинопремии "Ника", двух "Золотых львов" и двух "Золотых орлов". Соня Карпунина, режиссер ("Все просто")

Соня Карпунина. Фото: ИТАР-ТАСС

- В СССР кино было больше пропагандой, до оттепели уж точно. В авторском кино были имена мировой величины - Тарковский, например.

В советские времена невозможно было снять фильм, где был хоть намек на критику режима. А сейчас показывают жуткую чернуху и ничего, можно.

Сейчас стало больше негатива в угоду потребностям западных фестивалей: в Каннах, Венеции. Успех в авторском кино - это попасть на крупный фестиваль, а на таких фестивалях от России ждут определенные фильмы.

Рекомендует:

Из советских картин - черно-белый фильм "Летят журавли" и "Я - Куба" режиссера Михаила Калатозова, комедии Гайдая и Данелии, "Зеркало" Тарковского.

А из современных - картину "Какраки" Ильи Демичева с Никитой Ефремовым в главной роли. Ефремов сыграл в нем чиновника, у которого каждый день похож на предыдущий, но однажды он встречает девушку, которая никогда не ела "какраков". "Честный фильм, сделанный не в угоду фестивалям или попкорновым зрителям", - отметила Карпунина.

Дмитрий Кокоулин