Граф Толстой-Милославский: "Многие европейцы любят Россию"
Очередным гостем радиостанции "Москва FM" стала особа голубых кровей, граф Андрей Толстой-Милославский. Один из представителей древнейшего рода родился в Лондоне и переехал в Москву 6 лет назад. В настоящее время он работает в сфере недвижимости и организует русские балы. Андрей Толстой-Милославский рассказал ведущим, как выглядит настоящий граф, как к нему принято обращаться, о русских балах в Европе, а также о своем отношении к русской классической литературе.
- С чем связано то, что вы переехали в Россию?
- Во-первых, я всегда мечтал жить в России. Это очень странно звучит для русских, которые живут здесь, потому что большинство хочет жить там почему-то. Но поскольку это все для меня новое, это интересно. Я работаю с недвижимостью, занимаюсь недвижимостью за рубежом, что дало мне возможность работать в Москве.
Вы говорили по-русски, когда сюда приехали шесть лет назад?
- Говорил, но хуже, чем сейчас.
- Насколько мы знаем, существует несколько ветвей рода Толстых. Ветвь Толстых-Милославских, к которой вы относитесь, - одна из самых старейших.
- Да.
- Или она самая старейшая? Расскажите.
- Да, она самая старшая из всех линий. Вам интересна фамилия Милославский?
- Да, как фамилия присоединилась?
- Она присоединилась в ХХ веке, в 1930 году, когда это было сделано официально. Кирилл Романов подтвердил, что наша фамилия может быть двойной. Но люди всегда знали, что мы имели корни с Милославскими, даже до революции все знали об этом, но это было неофициально. Причина, почему это случилось, - не хотели, чтобы фамилия Милославский исчезла из русской истории, потому что мы являемся последними носителями этой фамилии.
- А была такая угроза, что могла исчезнуть из истории?
- Могла, потому что эта линия закончилась давно. И только потому, что один Толстой женился на Милославской, эта линия продолжается. Но это Толстой-Милославский, а не Милославский-Толстой.
- Я даже вижу, что вы принесли какие-то материалы любопытные. К сожалению, еще не придумали, как по радиочастотам передавать изображение, можете рассказать просто.
- Наизусть все эти подробности не очень помню.
- А ваш брат Николай Дмитриевич достаточно известный историк, он занимается историей вашей родословной?
- Да, Николай Дмитриевич - историк, занимается тоже генеалогией, мой отец 17 лет тоже занимался генеалогией и написал книгу под названием "Генеалогия всех Толстых". У нас она как справочник, и если кто-то мне скажет, что он Толстой, я могу узнать, какой ветки и так далее.
- Насколько я знаю, у него даже есть какой-то королевский титул в Великобритании?
- Да, у него орден члена Королевской академии литературы.
- То есть вы в Москве знаете всех Толстых?
- Я не знаю всех, только некоторых. Два года назад я был на съезде Толстых, они собираются в Ясной Поляне каждые два года. Я был с моими детьми, мой брат тоже там был, это было очень здорово. Так что я знаю тех, которые присутствовали там, конечно, Владимира Толстого с супругой Екатериной, потому что они организуют эти съезды, а также других родственников.
- Много сейчас Толстых в Москве живет?
- Я не знаю точное количество, может быть, 20-30.
- Вы, насколько мы знаем, несете русскую культуру в массы в Великобритании, организовываете балы...
- Я в Лондоне 20 лет занимался этим, сделал один бал в Санкт-Петербурге в 2010 году. В этом году я собираюсь делать бал в Париже в честь 200-летия вхождения Александра I в Париж, это будет 22 ноября в гостинице George V, одном из самых престижных отелей. Мне кажется, это будет очень интересным событием, и я надеюсь, что много людей из России, Великобритании и Франции будут присутствовать.
- Для кого эти балы? Как можно поучаствовать?
- Они благотворительные. Поскольку это будет в Париже, мы будем собирать для фондов, которые там находятся. Например, есть собор Александра Невского, и часть наших средств от прибыли мы собираемся передать на реставрацию куполов, они находятся в ужасном состоянии. Это одна из наших целей. Есть еще одно общество, называется оно "Витязи". Это русские скауты, которые были в Париже в эмиграции, которые существуют до сих пор и привлекают молодежь к интересному проведению времени.
- Вам надо казаков тоже приобщить, они активные граждане. А почему вы Москву обделили балом?
- Не знаю, почему, просто так случилось, что сначала в Питере, сейчас в Париже. Посмотрим, где будет следующий бал.
- Надо ли сделать какой-то взнос для участия?
- Да, это достаточно дорогое удовольствие, потому что надо платить не только за билет, нужно и костюм иметь, потому что это костюмированный бал – все одеты в стиле начала XIX века. Во Франции это, конечно, очень легко, потому что это стиль ампир, они имеют места, где можно взять в аренду или даже заказать. В Москве тоже не так трудно, очень много мест, где можно взять костюмы.
- Значит, есть жесткие правила, дресс-код. Как вы это контролируете?
- Если кто-то купил билет, и он явится в джинсах…
- А бывало такое?
- Такого не случалось, но, если будет, я не думаю, что мы откажем ему в присутствии, но он, может быть, будет сидеть в самом дальнем месте от сцены.
- Подальше от камер?
- Подальше, да.
- Должны ли уметь танцевать все, кто приходит на бал?
- Накануне у нас проходит мастер-класс. В этом году мы пригласили выпускников Вагановской академии балета из Санкт-Петербурга, чтобы они провели этот мастер-класс. Но это не будет очень сложно, чтобы люди стеснялись, это будут простые шаги, чтобы люди смогли элементарно танцевать на вечере.
Там будет степ, полонез, мазурка и полька.
- Наш слушатель Тимофей вас спрашивает: "Скажите, какой из русских писателей ваш предок? Читали ли в оригинале на русском его произведения?"
- "Братья Карамазовы" с большим трудом, но у меня был репетитор, который помог.
- Когда вы в Лондоне организовали первый бал, когда только приступали к организации, британцы знали наверняка, кто такой Толстой, "Войну и мир" читали многие, а кто такая Наташа Ростова?
- Это интересный вопрос, потому что в России, конечно, все знают фамилию Толстой, там не все знают, но образованные знают. И такая фамилия помогает немного с пиаром. Когда мы начинали, мы не знали, как назвать бал, который организовывался для сбора денег на строительство православной церкви в Лондоне.
- То есть это должно было быть понятным.
- Да, и мы не знали, как назвать. Мы думали, "Наташа Ростова" или "Русский бал", а потом кто-то нам сказал: "Вы знаете, у вас такая фамилия, почему не "Война и мир"?" Получилось случайно, что называется "Война и мир", но это очень хорошее название.
- Вы танцуете?
- Я танцую, но, честно говоря, я больше организатор. Все эти годы я организовывал мероприятия. Это очень странно, но только сейчас я начинаю учиться танцевать правильно. Я хожу в танцевальную школу "Гала Дэнс" в Москве, они очень хорошо обучают.
- На балу вы все-таки больше Пьер Безухов или Андрей Болконский?
- Я думаю, что больше похож на Пьера Безухова, все так и говорят. В этом году в Париже будет очень престижно, потому что у нас будет граф Парижский, потомок Бурбонов, которые были на престоле Франции. Думаю, что это замечательно, так как 200-летие, которое мы будем праздновать, – это победа над Наполеоном и восстановление династии Бурбонов.
- Никого не обидели.
- Нет, мы не будем сильно афишировать победу над Наполеоном.
- Вам нравится, как одеваются Москвичи?
- Утром, может быть, нет, а вечером - да.
- Я почему спрашиваю, вы как человек из Лондона - там свой особенный городской стиль, британцы - настоящие фрики, но очень классные. Мне очень нравится, как одеваются лондонцы. Вот вы замечаете, у москвичей есть свой стиль?
- Более яркие, я бы сказал, особенно женщины.
Я ждала этого.
- Намного более яркие, чем англичанки. Мне кажется, они более храбрые, чем англичанки.
- На ваши балы приходят в основном русские эмигранты?
- В основном русские, которые живут за рубежом, если это в Лондоне или в Париже, и из России будет, я думаю, 70-100 человек.
- Это в Париже?
- Думаю, что да. И будут еще русофилы. Есть очень много англичан, французов, американцев, которые любят Россию. Может быть, это странно звучит, но это так. И им очень нравятся такие события.
- Как раз про "любить Россию и не любить". Сейчас с небольшим политическим уклоном вопрос об Украине. Мы читаем блоги, читаем западную прессу, и там Россия предстает в качестве агрессора. Вы же общаетесь с вашими друзьями, родственниками, которые сейчас находятся в Лондоне, что они говорят по этому поводу?
- В Лондоне они получают одну версию, мне кажется. Конечно, есть разные мнения, но английские медиа считают, что Россия виновата.
- Но у вас разговора на эту тему не происходит с друзьями?
- Я стараюсь об этом не говорить, потому что меня это очень беспокоит, особенно потому, что у них доступа к информации, так что бесполезно обсуждать. И потом, я не политик. Если кто-то очень интересуется, тогда я отвечаю. Но я почти потерял одного друга.
- Из-за политических споров?
- Почти. Так что я решил, что лучше об этом не говорить.