Леонардо да Винчи "Портрет госпожи Лизы Джокондо", 1503-1505
Французский ученый Паскаль Котте обнаружил еще один портрет, скрытый под самой известной картиной в мире. Изображение, спрятанное под картиной Леонардо да Винчи, существенно отличается от знаменитого полотна – у модели нет загадочной улыбки,
сообщает BBC.
При помощи уникальной фотокамеры Паскаль Котте более 10 лет изучал картину. Реконструкция, проведенная ученым, позволила получить изображение, скрытое под слоями краски: на нем модель смотрит в сторону, у нее нет знаменитого прямого загадочного взгляда и улыбки, которая интригует почитателей искусства более 500 лет.
В последние полвека "Мона Лиза" подвергается различным научным экспериментам. Самые последние из них включали использование инфракрасного и мультиспектрального сканирования и изобретенного им "метода усиления слоев". "Теперь мы можем в точности проанализировать, что именно происходит внутри слоев краски и "снять" слои картины. Мы можем восстановить хронологию создания полотна", – говорит исследователь.
Лувр отказался прокомментировать подобные заявления Паскаля Котте. Мнения ученых по поводу подлинности открытия разделились. Профессор истории искусства Оксфордского университета Мартин Кемп оспорил утверждение Конте о том, что скрытый портрет – это и есть подлинное изображение Лизы Герардини, а британский историк искусства, Эндрю Грэхэм-Диксон поддержал французского исследователя, сказав, что "несомненно, это одно из величайших открытий века". "Конечно, многие будут возражать и сопротивляться, ведь название картины придется поменять. Мы говорим: "до свидания, Мона Лиза", это портрет кого-то другого", – заявил историк.
Полное название "Моны Лизы" или "Джоконды" – "Портрет госпожи Лизы Джокондо". Картина написана Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Принято считать, что на полотне изображена супруга торговца шелком из Флоренции Лиза Герардини.
Сегодня методом при помощи инфракрасного и мультиспектрального сканирования исследуется огромное количество произведений искусства, но подобные открытия случаются редко. Тем не менее, недавно в ходе исследования картины Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат", находящейся в Третьяковской галерее были обнаружены два изображения: кубофутуристическая и протосупрематическая композиции.