Форма поиска по сайту

Клоун Денис Васильев: "Хотим создать фабрику по производству Бастеров Китонов"

Фото предоставлено Денисом Васильевым

На городских праздниках "Высокие братья–Tall Brothers" – одни из самых желанных гостей. Они возвышаются на ходулях, снуют в толпе и завлекают публику всех возрастов в единый яркий, сумасшедший и прекрасный спектакль. Назвать "братьев" клоунами, несмотря на их костюмы и повадки, сложно. То, что они творят в процессе своей бесконечной импровизации, вызывает самый широкий спектр чувств – от смеха малышни до искренних слез взрослых, понимающих удивительно трогательный и пронзительный посыл артистов.

Денис и его команда на сегодняшний день одни из самых ярких представителей театральной клоунады – жанра потрясающе яркого, красивого, светлого. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев встретился с руководителем Театра клоунады "Высокие братья–Tall Brothers" в обретенном после многих лет мытарств уютном помещении пространства "Винил", где скоро веселые клоуны будут принимать новых и старых друзей. В театре, который как никакой другой источает тысячи киловатт всепроникающего тепла и добра.


– Мне ни разу не приходилось сталкиваться с людьми, с детства мечтавшими стать клоунами. Более того, я не знаю никого, кто бы восхищался клоунским искусством, до того как увидели вашу работу. Как люди приходят в ваш жанр?

– У меня все произошло благодаря моему родному старшему брату – клоуну Игорю Васильеву. Если честно, в детстве я мечтал о драматической актерской профессии, хотя уже тогда думал о комедийном ампула. Спустя какое-то время, когда ушел из театрального училища, мы работали с братом, я ему ассистировал в клоунаде. Потом брат на долгое время уехал в Европу. Вернувшись, он стал работать с группой "Пикник", чем и сейчас занимается. Ну а тогда я остался один и начал потихонечку собирать своих товарищей и коллег. Потом нас стало двое, трое, четверо, а сейчас наш основной состав включает почти 10 человек плюс оркестр.

"Высокие братья" – это семья и команда. Единство внутренних ощущений, мы пытаемся говорить на общем языке. Этот стиль и язык выработался благодаря нашей любви к фильмам Феллини и Бастера Китона. Нам это близко, но мы идем своим путем и избегаем классического репертуара, в котором традиционно работают клоуны.

Фото предоставлено Денисом Васильевым

– Вероятно, поэтому, вы с самого начала позиционировались как уличный театр, а не цирк. Стало быть, мы говорим об отдельном жанре?

– Пожалуй, да. Для нас улица – это всегда независимость. Здесь мы полностью предоставлены сами себе, ну а большое открытое городское пространство дает нам поле деятельности для самовыражения, трюков, которые мы не сможем сделать в помещении. Ну и самое главное: для нас, уличный театр – это сама близость к зрителям, возможность работать напрямую. Здесь у нас практически 90 процентов всего сделано на импровизации, и зритель просто неотделим от представления, вовлечен в игру. Мы с ним общаемся, обнимаемся, иногда даже и целуемся.

– Вот только в наших климатических условиях сезон такого театра явно ограничен?

– Да, но мы и зимой что-то придумывали. Немножко некомфортно, конечно. Зато сейчас мы наконец-то открываем свой Театр клоунады. При этом у нас по-прежнему остается форма уличного театра, а вместе с ним есть уютненький зальчик на 150-200 зрителей с камерной атмосферой, где мы можем в абсолютно любую погоду радовать наших зрителей. У нас появится место, где мы можем спокойно репетировать.

Фото предоставлено Денисом Васильевым

– "Высокие братья" существуют уже 10 лет. По какому принципу формировалась ваша команда?

– В нынешнем составе мы существуем четыре года. Сейчас это именно те люди, с которыми мы методом проб и ошибок создали то, ради чего все затевалось. Сейчас мы та самая команда, все знакомы между собой много лет. И я готов их перечислить: Максим Гамаюнов, Алексей Прохоров, Виктория Жукова, Алексей Харитонов, Кирилл Шилин, Екатерина Харитонова, Дмитрий Исаичев, Филипп Савенков, Олег Зублевский, Алексей Соколов. Ну и, конечно, Игорь Голубицкий, направляющий нас по режиссуре, и "играющий тренер" Михаил Горевой. Кто-то работал в театре, кто-то в цирке, кто-то был режиссером, и вот однажды все внезапно решили, что здорово нам было бы объединиться. Мы встретились, поговорили, и вот он – наш неизменный состав.

– Почему вы выбрали этот жанр – настолько пронзительный и трогательный, что его и клоунадой в общепринятом смысле назвать нельзя?

– Мы стараемся говорить со зрителями на своем языке, в этом и есть суть жанра. Это клоун-драма, и, как выражается наш любимый комик Бастер Китон: "Важно уметь смешить, но при этом не быть смешным". В меня эти его слова врезались мощно, и с тех пор мы стараемся, чтобы зритель на наших выступлениях и смеялся, и грустил одновременно. Мне кажется, в этом и есть высший пилотаж нашей профессии. Драматическая клоунада – очень сложный актерский жанр, но нам он максимально близок. Нам еще расти и расти, и в этом помогают наши старшие товарищи из клоун-театра "Микос". Для меня это главные представители театральной клоунады. Их было трое: Сергей Давыдов, Сергей Иванов и Николай Береза, которого уже, к сожалению, нет в живых. Сейчас они остались вдвоем, и мы какие-то вещи делаем вместе. Также приятельствуем с Леонидом Лейкиным.

Фото предоставлено Денисом Васильевым

– В ваших выступлениях явно есть что-то и от Вячеслава Полунина?

– Мы знакомы с Вячеславом Ивановичем и даже пересекались, но нам до него еще надо идти и расти. У Полунина свой уникальный язык и своя стилистика, которые мы очень уважаем.

– Вам наверняка приходится работать на корпоративах. Не бывает, что подвыпившие гости досаждают артисту? Все-таки клоун у кого-то может вызывать панибратские чувства?

– Мы периодически работаем на корпоративах и считаем, что это прекрасно, что нас знают и приглашают. Зовут, как правило, туда, где подобные штуки невозможны, кроме того, мы соблюдаем дистанцию. Вообще этот навык применим везде. Мы даже на больших театральных фестивалях держимся немного обособленно. Так получилось, что мы не в театре и не в цирке. Недавно у моих любимых Depeche Mode спросили, к какому жанру они себя причисляют – к року или к поп-музыке, на что они ответили: "Мы не знаем, мы просто делаем свою работу". И это абсолютно верно.

– "Высокие братья" сценически и творчески мобильны, но на каких мероприятиях вы не станете выступать принципиально?

– Мы стараемся играть практически везде. Однозначно стараемся избегать политических моментов – выступлений на праздниках партий. Актеры, а тем более клоуны, должны быть вне политики и не касаться этого никак.

Фото предоставлено Денисом Васильевым

– С недавних пор вы участники выступлений рок-группы "Крематорий", на недавней презентации альбома "Люди-невидимки" вы были на сцене равноценными участниками.

– Хочется верить, что наше сотрудничество с "Крематорием" будет развиваться, и в декабре мы поедем с ними в тур. Более того, Армен Сергеевич и его замечательная команда, однажды приехал к нам в еще строящийся Театр клоунады поговорить о совместной работе, и узнав, что у нас нет звукового оборудования, взял и подарил его нам. Пульт, колонки, все-все-все! Так что мы бесконечно ему благодарны и всегда говорим спасибо.

– У вас предстоит открытие театра. Как он будет функционировать, кто сформирует репертуар?

– Мы открываемся как Театр клоунады, в репертуаре собственные представления и спектакли. Что-то мы придумываем сами, и вдохновение нам дает немое кино. Плюс у нас есть прекрасные коллеги, наши друзья. Сейчас хотим замахнуться на "Щелкунчика", рассказать его своим языком. Параллельно хотим сделать театрально-цирковую школу. У нас есть педагоги, которые объединят актерское мастерство и профессию клоунады. Будут и основы жанра: жонглирование, трюковая часть, пантомима, степ, чечетка. Хотим сделать фабрику по производству Бастеров Китонов. Пока все идет успешно, и мы надеемся, что в середине января все это запустится.

– При таком количестве задумок и работы строить прогнозы – дело сложное, тем не менее, каким вы видите ваш театр в ближайшие годы?

– Очень бы хотелось, чтобы это был театр с большой буквы. Надеемся, что в силу нашей узкопрофильности создадим и займем нишу, при этом, ни в коем случае не обидев никого из наших коллег. Хочется, чтобы здесь проводили фестивали театральной клоунады. Наш жанр довольно мощный, сложный, и, мне кажется, самый смешной и смотрибельный, при этом по-актерски очень сложный.

Будем способствовать открытию новых имен, и молодые ребята будут еще более талантливые и крутые, и "Высокие братья" еще станут таким трамплинчиком для юных и талантливых. Мы очень в это верим!

Фото предоставлено Денисом Васильевым