Форма поиска по сайту

Связь времен: на ВДНХ открылась "Галерея РОСИЗО"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В 66-м павильоне ВДНХ при поддержке Фонда развития современного искусства и Минкульта открылась "Галерея РОСИЗО". 21 апреля в новом арт-пространстве представили выставку "Всегда Современное. Искусство", где собрали работы советских художников – представителей авангарда, соцреализма, диссидентов-шестидесятников и современных авторов из собрания ФРСИ, областных художественных музеев, галереи "Триумф" и частных собраний. Среди авторов – Александра Экстер, Иван Малютин, Александр Дейнека, Иван Клюн, Таир Салахов, Айдан Салахова, Борис Турецкий, арт-группы Recycle и Crocodile Power, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Вся экспозиция поделена на три раздела по хронологическому принципу: живопись первой половины ХХ века, 1960–1980-е и актуальное искусство. Видимо, организаторы пытались таким образом продемонстрировать связь между поколениями художников. При этом довольно сложно уловить визуально связующую нить между, например, самсоновскими Хрущевым и Кастро в березовой роще и работой "Голова и нож" Олега Целкова, которые организаторы разместили друг напротив друга, или супрематической композицией Ивана Клюна и рабочими Ивана Агапова. Поэтому зрителю, который не знает, какой художник был в своей эпохе лидером, а какой оставался на второстепенных ролях, будет трудновато разобраться в экспозиции, тем более, что даже минимальные биографические справки об авторах отсутствуют.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Девиз этой выставки: одна страна, два стиля, три эпохи. Под двумя стилями мы понимаем реализм и авангард, они всегда соседствовали и вступали в диалог друг с другом. Современными произведениями мы пытаемся продемонстрировать, что в XXI веке ничего не изменилось. Выставку создавали собственными силами, руками специалистов РОСИЗО и Фонда развития современного искусства, отдельно кураторов не приглашали", – сказал в своей торжественной директор "Галереи РОСИЗО" Сергей Перов.

Но на самом деле даже в трех небольших залах представлено куда больше стилей и эпох, чем заявлено. К событию было подготовлено несколько фундаментальных изданий по советскому и постсоветскому искусству. Авторы одного из них,получившего называние "Идеализм", предложили следующий принцип организации материала: поделить все работы не по хронологическому, а по тематическому принципу. Так в каталоге появились главы "Труд", "Демонстрации", "Дебаты" и многие другие. И саму экспозицию можно было бы организовать так же: тогда бы все художники оказались связаны в логичные группы, а экспозиция третьего раздела, которая кажется пространственно и идейно оторванной от остальных, была бы включена в контекст. Эта третья, "оторванная", часть посвящена тому, как в современном искусстве разные стили живописи стали инструментами художественного языка, как художники, цитируя работы своих предшественников, используют узнаваемые приемы, формируя новый визуальный язык.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Чтобы наглядно показать, как супрематизм и авангард переросли в соцреализм, а реализм стал "суровым стилем", трех небольших залов, конечно, маловато. Но сама "Галерея РОСИЗО" сделана с перспективой на будущие масштабные выставки. Тем более, что территория ВДНХ за последний год стала местом сосредоточения главных художественных тенденций и крупных городских мероприятий.