Фото: ТАСС/Павел Лосевский
180 тысяч экспонатов – именно столько насчитывает современное собрание Третьяковской галереи. За каждым из них есть своя история создания, приобретения и экспонирования. Мы решили выбрать всего лишь десять из них, чтобы рассказать краткую историю музея.Николай Шильдер. Искушение. 1856
Именно с этой картины когда-то началась история собрания Третьяковской галереи. В 1956 году 24-летний предприниматель Павел Третьяков приобрел работу "Искушение" молодого художника Николая Шильдера. Павел Михайлович вырос в богатой купеческой семье и с юных лет помогал отцу в делах, поэтому вопрос денег, по существу, не стоял. Тем не менее, вместе с братом Сергеем они самостоятельно занялись строительством бумагопрядильных фабрик, приносивших большой доход:к концу жизни состояние Павла Третьякова оценивалось почти в 4 миллиона рублей, то есть почти 4 миллиарда в пересчете на современные деньги. Часть этой суммы он завещал на содержание своего музея.Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами
Тогда же Павел Третьяков купил еще одну картину: 22 мая 1856 будущий коллекционер получил расписку от художника Василия Худякова о получении 450 рублей за картину "Стычка с финляндскими контрабандистами" Эту дату, указанную в документе, принято считать днем основания галереи. Но на самом деле к этому моменту у Третьякова уже было 11 рисунков и девять картин старых голландских мастеров.Василий Перов. Тройка
Третьяков начинает собирать работы современников: Ивана Трутнева, Федора Бруни, Алексея Саврасова, и особенно – Василия Перова. У него он покупает сразу несколько картин с социальной проблематикой, самой известной из них становится "Тройка" – изображение трех замерзающих детей, которые тянут сани с бочкой. Существует даже легенда о том, как к Перову пришла мать одного из мальчиков, позировавших для картины, и художник, узнав, что мальчик умер, подарил женщине его эскизный портрет. Третьяков тоже заказывает ему портреты, а впоследствии активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.Василий Перов. Птицелов
Сергей Третьяков параллельно с братом стал собирать свою коллекцию русского искусства. Павле Третьяков даже давал ему советы, подсказывал на кого из художников стоит обратить внимание. Так к Сергею Михайловичу попала работа Серова "Птицелов", ставшая основой его собрания. Когда Сергей Третьяков скончался в 1892 году, он завещал всю свою часть коллекции брату и его музею.Иван Крамской. Христос в пустыне
Феномен "Передвижных художественных выставок" появился во многом благодаря поддержке Третьякова: он поддерживал "передвижников" и зачастую покупал картины прямо с выставок, первая из которых состоялась в 1871 году. Так в музее формировались коллекции Саврасова, Крамского, Куинджи, Шишкина и Николая Ге.Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат
Собрание русского авангарда оформилось уже позже. Так, например, "Черных квадратов" Малевича в собрании было два. Тот, что сегодня экспонируется в залах музея, датирован 1915 годом – то есть является самым первым, оригинальным, шедевром, созданным для выставки "0.10". Но, когда в 1929 году, Третьяковская галерея готовила ретроспективу работ художника, создатель квадрата был еще жив, и специально для выставки он создал копию "Квадрата", которая также осталась в собрании музея.Андрей Рублев. Троица
Первые предметы древнерусского искусства стал собирать сам Третьяков. Он пригласил к сотрудничеству выдающихся специалистов, реставраторов и историков искусства. В завещании 1896 года, составленном за два года до смерти коллекционера, в собрании числилось 62 иконы. В послереволюционные годы музей стал одним из немногих мест, где легально можно было хранить, реставрировать и изучать иконы, поэтому сюда стали свозить все наиболее значимые произведения. Так в собрание попал и наиболее ценный шедевр – "Троица" Андрея Рублева, ставшая символом всей древнерусской живописи.2001: Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы
Отдел новейших течений Третьяковской галереи был создан одним из последним, в 2001 году. В его основу легла коллекция Андрея Ерофеева из 300 работ нон-конформистов, которую он собирал с середины 1980-х. В коллекции были все крупнейшие художники своего времени, начиная от Ильи Кабакова и Эрика Булатова и заканчивая Эдуардом Штейнбергом.Гелий Коржев. Влюбленные.1959
25 мая 2000 года был открыт отдела "Искусства XX века" в новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу. В него вошли работы русских авангардистов, соцреалистов и нонконформистов. Это была смелая попытка проследить переломные моменты истории XX века через призму искусства. Это собрание постоянно пополняется. Так в 2000-х в дар музею были переданы большая коллекция реалистической живописи второй половины 1950-1960-х годов из фондов Союза Художников и 28 произведений живописцев 1960–1980-х годов из собрания РОСИЗО.Леонид Соков "Очки для каждого советского человека", 2000
Продолжая дело основателя музея, сотрудники и кураторы Третьяковской галереи сегодня проводят выставки и отбирают новые произведения искусства в коллекцию. Например, в октябре 2016 года в музее прошла выставка-экскурсия Леоинда Сокова, одного из главных представителей советского соц-арта. Тогда по замыслу автора 46 работ оказались "спрятаны" в постоянной экспозиции галереи, благодаря чему каждый экспонат приобретал новый смысл.Читайте также