Форма поиска по сайту

От Андрея Рублева до Циолковского: что и как реставрируют в Центре Игоря Грабаря

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

25 марта исполнилось 145 лет со дня рождения великого отечественного художника и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря, прожившего 89 лет и ставшего свидетелем самых важных событий XX века. Мы поговорили со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря о проблемах и достижениях современной реставрации и роли личности художника в истории русского искусства.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В 1918 году, в сложное для России время, Игорь Грабарь сумел организовать первый в России реставрационный центр. Первые работы были проведены на монументальной живописи в Успенском соборе московского Кремля. Потом центр много раз переезжал и переформировывался. В 1930-е годы многие реставраторы были репрессированы. Это объяснялось тем, что мастера реставрировали иконы, религиозную живопись, не соответствовавшую политической идеологии. Грабарю за это тоже доставалось, но громкое имя помогало ему избежать репрессий.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Именно благодаря авторитету в кругах советской власти Грабарю удалось сохранить выдающиеся собрания живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и иконописи, а также вернуть из-за границы вывезенные сокровища.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Сейчас в Центре работает выставка графики Юлии Оболенской, ученицы Петрова-Водкина, Добужинского и Бакста. В 1950-е годы, когда многое списывалось из хранилищ музеев за ненадобностью, эта коллекция была списана из Литературного музея как выморочная. Такая формулировка предполагает, что сохранять рисунки не обязательно и гипотетически их можно уничтожить. Эта коллекция долго ждала своего часа, хотя отделы Центра не предполагают длительного музейного хранения. "Сейчас сложилось так, что практически одновременно выставки Оболенской идут в Петербурге и Ярославле, Астрахань выставляет свои коллекции. Я уже не говорю про Коктебель, где мастер общалась с Волошиным, Цветаевой и художниками "Мира искусства". Так наполняются страницы истории," – рассказала замдиректора Центра Светлана Висгасина.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Сегодня отделов в ВХНРЦ им. Грабаря очень много: здесь работают специалисты по реставрации графики, масла, скульптуры, деревянной мебели, кожи, текстиля, кости, стекла, керамики, металла, темперной живописи. "В это здание на улице Радио мы въехали в конце 2014 года после четырех лет восстановительных работ после пожара, который чуть не уничтожил несколько шедевров. Один из них, к примеру, работа художника XVIII века Александра Доу из собрания московского Кремля, была почти готова к возвращению в музей, – продолжает Светлана Висгасина, – но у нас просто не хватает столов для того, чтобы вновь начать реставрировать шедевр".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

На реставрации сегодня также находятся работы Фассетти из собрания художественного музея Нижнего Новгорода и три полотна Вербрюгена. Они также пострадали во время пожара.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Самому ВХНРЦ им.Грабаря через два года исполнится 100 лет. "Центр идет к своему юбилею, и уже сейчас мы думаем над выставочной программой. У нас не всегда хватает оборудования для масштабных проектов, чтобы выставить все, что мы хотим. Но тем не менее мы ведем работу в этом направлении и регулярно презентуем результаты реставрации тех или иных работ," – отметила Светлана Висгасина.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"В ближайшем будущем у нас планируется большая выставка, посвященная Музею космонавтики, – добавила замдиректора. – К этому проекту мы уже отреставрировали несколько фотоальбомов. Экспозицию, кстати, подготовит Политехнический музей. Для нас это очень важно, поскольку здание, в котором сегодня размещается Центр, когда-то принадлежало ЦАГИ (Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Н.Е. Жуковского), здесь испытывали самолетные двигатели, и сейчас они остаются нашими соседями. Нам бы очень хотелось с ними подружиться". На выставке будет представлена не только графика, чертежи летательных аппаратов и фотографии, но и макеты дирижаблей.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

17 марта сотрудник Центра имени Грабаря Александр Горматюк получил премию The Art Newspaper Russia в номинации "Реставратор года". Его усилиями была спасена древнейшая святыня домонгольского периода икона "Богоматерь Боголюбская", написанная в XII веке. Выставка "100 лет реставрации иконы Богоматери" также стала одним из знаковых выставочных проектов, организованных ВХНРЦ.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"План выставок на весь 2016 год уже расписан. В скором времени планируем сделать экспозицию вееров из музея в Останкино. Продолжаем реставрировать их материалы, и пока они готовятся их принять, покажем их у себя," говорит Светлана Федоровна. – Все наши выставки мы проводим на безвозмездной основе, а такие проекты, конечно, требуют финансирования".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

На 2017 год у ВХНРЦ запланирован большой реставрационно-выставочный проект, посвященный графике русского авангарда. Центр много лет работает с музеем-заповедником "Кижи" и петрозаводскими музеями. В планах – сделать выставку столярных инструментов, с помощью которых строился легендарный деревянный комплекс. "У нас большой долг перед отделом темперной живописи, – уточняет Висгасина. – В центре более 20 лет реставрировались 120 предметов из архангельского музея-заповедника и целая коллекция каргопольских икон. Это интересная мажорная живопись."

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Параллельно Центр занимается развитием виртуальных проектов: 28 марта будет запущен новый мультимедийный сайт.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Молодые реставраторы приходят из Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. "Темперная живопись – самый возрастной отдел. Адольф Николаевич Овчинников еще лично работал с Грабарем. Он мечтает показать выставку о Старой Ладоге, о том, какой она была до реставрации," – подытожила Светлана Вигасина.