Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
25 марта исполнилось 145 лет со дня рождения великого отечественного художника и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря, прожившего 89 лет и ставшего свидетелем самых важных событий XX века. Мы поговорили со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря о проблемах и достижениях современной реставрации и роли личности художника в истории русского искусства.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
В 1918 году, в сложное для России время, Игорь Грабарь сумел организовать первый в России реставрационный центр. Первые работы были проведены на монументальной живописи в Успенском соборе московского Кремля. Потом центр много раз переезжал и переформировывался. В 1930-е годы многие реставраторы были репрессированы. Это объяснялось тем, что мастера реставрировали иконы, религиозную живопись, не соответствовавшую политической идеологии. Грабарю за это тоже доставалось, но громкое имя помогало ему избежать репрессий.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Именно благодаря авторитету в кругах советской власти Грабарю удалось сохранить выдающиеся собрания живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и иконописи, а также вернуть из-за границы вывезенные сокровища.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Сейчас в Центре работает выставка графики Юлии Оболенской, ученицы Петрова-Водкина, Добужинского и Бакста. В 1950-е годы, когда многое списывалось из хранилищ музеев за ненадобностью, эта коллекция была списана из Литературного музея как выморочная. Такая формулировка предполагает, что сохранять рисунки не обязательно и гипотетически их можно уничтожить. Эта коллекция долго ждала своего часа, хотя отделы Центра не предполагают длительного музейного хранения. "Сейчас сложилось так, что практически одновременно выставки Оболенской идут в Петербурге и Ярославле, Астрахань выставляет свои коллекции. Я уже не говорю про Коктебель, где мастер общалась с Волошиным, Цветаевой и художниками "Мира искусства". Так наполняются страницы истории," – рассказала замдиректора Центра Светлана Висгасина.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Сегодня отделов в ВХНРЦ им. Грабаря очень много: здесь работают специалисты по реставрации графики, масла, скульптуры, деревянной мебели, кожи, текстиля, кости, стекла, керамики, металла, темперной живописи. "В это здание на улице Радио мы въехали в конце 2014 года после четырех лет восстановительных работ после пожара, который чуть не уничтожил несколько шедевров. Один из них, к примеру, работа художника XVIII века Александра Доу из собрания московского Кремля, была почти готова к возвращению в музей, – продолжает Светлана Висгасина, – но у нас просто не хватает столов для того, чтобы вновь начать реставрировать шедевр".Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
На реставрации сегодня также находятся работы Фассетти из собрания художественного музея Нижнего Новгорода и три полотна Вербрюгена. Они также пострадали во время пожара.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Самому ВХНРЦ им.Грабаря через два года исполнится 100 лет. "Центр идет к своему юбилею, и уже сейчас мы думаем над выставочной программой. У нас не всегда хватает оборудования для масштабных проектов, чтобы выставить все, что мы хотим. Но тем не менее мы ведем работу в этом направлении и регулярно презентуем результаты реставрации тех или иных работ," – отметила Светлана Висгасина.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"В ближайшем будущем у нас планируется большая выставка, посвященная Музею космонавтики, – добавила замдиректора. – К этому проекту мы уже отреставрировали несколько фотоальбомов. Экспозицию, кстати, подготовит Политехнический музей. Для нас это очень важно, поскольку здание, в котором сегодня размещается Центр, когда-то принадлежало ЦАГИ (Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Н.Е. Жуковского), здесь испытывали самолетные двигатели, и сейчас они остаются нашими соседями. Нам бы очень хотелось с ними подружиться". На выставке будет представлена не только графика, чертежи летательных аппаратов и фотографии, но и макеты дирижаблей.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
17 марта сотрудник Центра имени Грабаря Александр Горматюк получил премию The Art Newspaper Russia в номинации "Реставратор года". Его усилиями была спасена древнейшая святыня домонгольского периода икона "Богоматерь Боголюбская", написанная в XII веке. Выставка "100 лет реставрации иконы Богоматери" также стала одним из знаковых выставочных проектов, организованных ВХНРЦ.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"План выставок на весь 2016 год уже расписан. В скором времени планируем сделать экспозицию вееров из музея в Останкино. Продолжаем реставрировать их материалы, и пока они готовятся их принять, покажем их у себя," говорит Светлана Федоровна. – Все наши выставки мы проводим на безвозмездной основе, а такие проекты, конечно, требуют финансирования".Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
На 2017 год у ВХНРЦ запланирован большой реставрационно-выставочный проект, посвященный графике русского авангарда. Центр много лет работает с музеем-заповедником "Кижи" и петрозаводскими музеями. В планах – сделать выставку столярных инструментов, с помощью которых строился легендарный деревянный комплекс. "У нас большой долг перед отделом темперной живописи, – уточняет Висгасина. – В центре более 20 лет реставрировались 120 предметов из архангельского музея-заповедника и целая коллекция каргопольских икон. Это интересная мажорная живопись."Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Параллельно Центр занимается развитием виртуальных проектов: 28 марта будет запущен новый мультимедийный сайт.Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Молодые реставраторы приходят из Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. "Темперная живопись – самый возрастной отдел. Адольф Николаевич Овчинников еще лично работал с Грабарем. Он мечтает показать выставку о Старой Ладоге, о том, какой она была до реставрации," – подытожила Светлана Вигасина.Читайте также