Форма поиска по сайту

Эрик Булатов: "Соц-арт основан на иронии, а мое искусство строилось на другом"

25 октября в фойе Новой сцены Мастерской Петра Фоменко открылась выставка одного из самых масштабных и востребованных российских художников Эрика Булатова. Живущий в Париже и редко бывающий в столице мастер рассказал, почему не причисляет себя к соц-арту и на чем основано его творчество.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Экспозиция стала в определенном смысле дебютной для Булатова: художник впервые представил свои работы в театральном пространстве. Она получилась очень камерной: в фойе представлено всего лишь семь работ и видеоролик о Булатове, снятый режиссером Романом Либеровым. Все это литографии, авторские принты с более ранних работ. Но те, кто хоть раз видел картины Булатова в натуральную величину, вряд ли этому удивятся: полукруглый зал в здании Новой сцены не соответствует масштабу картин Эрика Владимировича, и даже одна оригинальная работа поместилась бы туда с трудом. С другой стороны, творчество мастера многогранно, и одна работа все равно ничего не рассказала бы о мастере зрителю.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Более того, даже те, кто с его творчеством знаком не понаслышке, всегда были, как выяснилось, не правы: оказывается, никакой это не соц-арт.

"Все пытаются меня вписать в какое-то одно направление, в соц-арт, например, а я сопротивляюсь, – открыл выставку Булатов. – Вообще-то я думаю, что я реалист. Но точно в какое-то направление целиком не помещаюсь. Мне обязательно нужно что-то ампутировать, чтобы засунуть меня в определенное течение. Дело в том, что соц-арт в принципе основан на иронии. Его основным материалом служит эстетика и стандарты советской реальности и ироничное отношение к ним. В моих работах этого на самом деле никогда не было. Например, "Слава КПСС". Там нет никакой карикатурности или шаржированности, которую мне пытаются приписывать. Мое искусство строилось на другом – на противопоставлении пространства и плоскости. Это взаимоисключающие понятия, но любая картина состоит именно из этих двух элементов".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Впрочем, из такой маленькой экспозиции и правда сложно вынести верное суждение. Небесно-голубые литографии с оригинальных работ и коллажи с монохромной толпой и цветной "Джокондой" вдали сложно рифмуются друг с другом. И только пояснение автора о том, что небо – это главный символ свободы, что любые идеологии по своей сути бессмысленны, а смысл имеет лишь вечно прекрасное искусство, вроде шедевров да Винчи, связывают экспозицию в единый сюжет. Но в данном случае на выставке в Мастерской эта драматургия – не главное. Эрик Булатов заслуживает того, чтобы о нем знали не только посетители музеев, и такие выставки на стыке театра и изобразительного искусства – хорошая возможность привлечь нового зрителя. Да и у самого художника связи с театром тесные и давние: его супруга Наташа – театральный художник, а родители настолько любили актера Михаила Чехова в роли Эрика XIV, что даже сына назвали в честь этого стриндберговского персонажа.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Выставка в фойе Мастерской продлится до конца года. А если после похода в театр у вас появится желание познакомиться с Булатовым поближе, то откройте советские издания "Золушки" Шарля Перро, "Диких лебедей" Андерсена, или "Бабушки Вьюги" братьев Гримм.

В конечном счете искусство всегда было намного ближе, чем казалось: все лучшие иллюстрации к детским сказкам делали великие художники условного "соц-арта" или не менее условного "концептуализма", одним из которых был и остается Эрик Владимирович Булатов.