Виды Арбата, 1981 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В эти дни свое 520-летие отмечает Арбат. Праздничные мероприятия растянутся на неделю - с 1 по 6 октября. В эти дни москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить государственные музеи и выставочные залы, подведомственные департаменту культуры и расположенные в районе Арбата: выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина, дом-музей Марины Цветаевой, выставочный зал "Галерея А3", мемориальную квартиру А.С. Пушкина, мемориальную квартиру Андрея Белого, музей А.Н. Скрябина. А также увидеть эту самую популярную московскую улицу глазами фотохудожников на выставке "Ах, Арбат, мой Арбат!". О том, какой эту улицу видели персонажи известных кинофильмов, что творили люди с камерами и режиссерскими хлопушками в "квадрате" Новый Арбат — Гоголевский бульвар — Остоженка — Смоленский бульвар - в материале M24.ru.
Второй раз рассказывать, как верный ковбой Джедди из
"Необычайных приключений мистера Веста в стране большевиков" убегал от московской милиции и лазил по крышам в арбатских переулках, нет особого смысла. Поэтому наш перечень будет начинаться с совершенно другого фильма - с
"Папиросницы от Моссельпрома" (1924), немой социальной комедии про быт и нравы Москвы времен НЭПа. Торгующая папиросами с лотка Зина Весенина ищет себя внутри "любовного квадрата" из совслужащего Митюшина, кинооператора Латугина и заезжего американского коммерсанта Оливера Мак-Брайта. В итоге Зина выбирает жизнь в искусстве, отказывается уехать в США, забывает про конторщика и выходит за оператора, который становится режиссером, и снимает ее в главной роли в своем первом полнометражном фильме. В 20-е годы подобные вольности еще позволялись.
Отношение к немому кино у каждого свое, но данный фильм способен заинтересовать не только эстетствующих киноведов, но и тех, кто увлекается московской архитектурной и любит сопоставлять урбанистические пейзажи по принципу "было-стало". В
"Папироснице" немало любопытных кадров Москвы до сталинских застроек, в частности — Пречистенки, Волхонки и некоторых переулков. Можно увидеть и не дошедшее до наших дней литое крыльцо усадьбы купцов-мануфактурщиков Истоминых (Пречистенка, дом 8) и снесенный в 1972 году дом №1, в котором была была первая московская квартира художника Сурикова, как выглядел Военторг до превращения в огромный подземный гараж и вывеску театра "Пролеткульт" на особняке Морозова. А еще можно увидеть, что белый "пряничный домик" в Мансуровском переулке (дом 4, строение 1), в котором сейчас находится посольство Сирии, в оригинале выглядел совершенно по-другому, был облицован серым камнем и стилизован под средневековый замок. Но некая "Харчевня" рядом с ним была уже тогда, а сейчас примерно на том же месте стоит ресторан "Тифлисский дворик", так что в каком-то смысле историческая преемственность сохранена.
Еще один немой фильм, в котором есть не мало любопытных для заядлого москвоведа кадров -
"Дом на Трубной" (1928). Кстати, снимал его уже знакомый нам ковбой Джедди, вернее Борис Барнет, сыгравший его в
"Приключениях мистера Веста...", а затем ставший режиссером уже собственных картин. В кадре можно увидеть Смоленскую с двух-трехэтажной застройкой, превращенный в гигантскую коммуналку дом страхового общества "Россия" на пересечении Сретенского бульвара с Милютинским переулком, трамвайные пути на Арбате и снесенную в начале 30-х как "мешавшую уличному движению" церковь Николая Чудотворца Явленного, от которой ныне остались только старые фотографии да поливные изразцы в музеях.
И снова промотаем на 30-ть с лишним лет вперед. Окрестности Арбата конечно за это время попадали в кадр, но как-то эпизодически, а в знаковых фильмах сталинской эпохи так и вовсе почти не засветились. Так что добро пожаловать в 60-е.
Первый фильм, о котором хотелось бы упомянуть - это
"Каток и скрипка" (1960), короткометражка, знаменитая сегодня в основном тем, что была дипломной творческой работой режиссера Тарковского, а сценарий к ней писал Андрей Кончаловский. И интерес она представляет опять-таки в основном чисто "москвоведческий", но все же... Во-первых, там есть очень красивые кадры с гастрономом "Смоленский", отраженном в зеркале, стоящем в глубине витрины, благодаря чему возникает эффект "дробящегося" изображения. В 30-х годах там располагался самый крупный в Москве магазин "Торгсин", тот самый, в котором в финале "Мастера и Маргариты" хулиганили Коровьев с Бегемотом. Ну и еще одна любопытная деталь — это чуть ли не последний фильм, где попала в кадр полностью исчезнувшая при строительстве Нового Арбата Собачья площадка, в том числе готический особняк коллекционера древнерусских рукописей доктора К. Мазурина, в котором в советские времена находились Музфонд и Союз композиторов.
Раннее утро в переулке Сивцев Вражек, 1979 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Еще один небезынтересный день того же года -
"Шумный день" Георгия Натансона и Анатолия Эфроса. По поводу московских видов в этой картине министр культуры Фурцева высказывала недовольство: "Почему Вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты?". В "Шумном дне" они есть, но старой Москвы все-таки больше. Из арбатских переулков показаны Сивцев Вражек, уже совершено неузнаваемый, и Староконюшенный, где живут главные герои. Есть и любопытный момент из серии режиссерских шуток с географией: когда Олег, поругавшись с Леночкой, убегает из дома, а друг Генка пытается его догнать, начинают они из Старконюшенного (в кадре на заднем плане еще одна любопытная примета времени — вывеска "Душевой павильон"), а через секунду Олег уже несется по Сретенке и поворачивает на Садовое кольцо в районе Большой Сухаревской (Колхозной) площади. Долетел, не иначе.
Кадр из фильма "Когда деревья были большими", 1961 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Рядом с Арбатом, где-то в Плотниковом переулке, обитает и главный герой фильма
"Когда деревья были большими" (1961, первая драматическая роль Юрия Никулина). Престижное жилье по нынешним временам, хоть и в коммуналке. Точный адрес определить вряд ли удастся, но когда Иорданов выходит во двор и смотрит на здание МИДа, справа от него находится дом 12 по Плотникову. Сейчас этого вида уже нет, высотку заслоняет построенная позднее многоэтажка.
Ну, а теперь — классика с подходящим названием.
"Я шагаю по Москве" (1963), и ничего больше пояснять не надо. Культовый фильм для каждого москвича. Без режиссерских подковырок и загадок здесь не обошлось. Вспомним диалог в метро:
"- Какой переулок?
- Строительный!
- Строительный... Где-нибудь в районе Черемушек.
- Да нет, все не так! Какие Черемушки!? Ну при чем тут Черемушки!? Слушай меня! Едешь до Павелецкой, сходишь, по эскалатору наверх и до обувного магазина, как увидел обувной – слезай! А там разберешься!
- Что вы говорите, что вы говорите! Вы сами не знаете что! Выйдешь на Кировской, пройдешь три квартала, свернешь на право, а там рукой подать!"Нет в Москве такого переулка. Улица Строителей есть, Строительный проезд — тоже есть, а Строительного переулка нет и никогда не было. В роли такового снимался Кривоарбатский переулок, в конце которого отчетливо видна МИДовская высотка. Причем попадают туда герои фильма действительно довольно странным способом: выходят на Кировской ("Чистые пруды"), затем проходят по Чистопрудному бульвару, где Володе рвет штанину боксер Аста, а оттуда уже, непонятно каким образом, оказываются в Кривоарбатском - "Строительном" переулке . Кафе-"стекляшки" (еще одна примета наступивших 60-х) там, кстати, никогда не стояло, это декорация, построенная специально для съемок.
А вот еще загадка — в каком доме находится следователь Ефремов в тот момент, когда ему звонит Юрий Деточкин (
"Берегись автомобиля", 1966)? Из одного окна виден подъезд ресторана "Прага", из другого — наземный вестибюль "Арбатской" Филевской линии, так что это Арбат, дом1, ныне сросшийся с домом №1 на Арбатской площади.
Гайдаевские
"12 стульев" отметились и с другой стороны Нового Арбата. Прибыв в Москву, концессионеры отправились заселяться в Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца, а находится этот домик на самом деле в Староконюшенном переулке, дом 2, строение 1. До сих пор сохранился, между прочим.
Муравьева И. и Алентова В. в сцене из фильма "Москва слезам не верит", 1982 год. Фото: ИТАР-ТАСС
И снова к "культовой" классике, которую, наверное, смотрели все, к фильму -
"Москва слезам не верит" (1979). Тяжелая сцена объяснений беременной Катерины и Рудольфа, внезапно для себя обнаружившего, что его пассия вовсе не является счастливой обладательницей квартиры в высотке на площади Восстания, происходит на лавочке в Гоголевском бульваре. Когда Рудольф-Родион встает, то за его спиной виден дом 11 по Гоголевскому — бывший "доходник" 1912 года постройки. Сейчас там заседает куча всевозможных контор, включая московское представительство МВФ. Вторая встреча Катерины с Рудольфом, но уже через 20 лет, происходит в том же месте и у той же скамейки.
Съемки художественного фильма "Жестокий романс", 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Дом Карандышева из
"Жестокого романса" Эльдара Рязанова (1984), в котором снималась сцена свадебного обеда, после которого Паратов, Лариса и Кнуров с Вожеватовым сбегают кататься на пароходе "Ласточка" — это особняк архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке, дом 11. Маленькая калитка, через которую гости покидают перепившегося хозяина, выходила как раз в переулок и являлась, скорее всего, входом для прислуги.
Самым "околоарбатским" фильмом без тени сомнения можно назвать
"Гостью из будущего". Практически все приключения Алисы, Коли и космических пиратов происходят в нашем "квадрате", за исключением начала и тех эпизодов, в которых показана Москва будущего — их снимали в парках вокруг ВДНХ, у метро "Владыкино" и в Ботаническом саду. Во второй серии Коля возвращается в 1984 год, за ним прибывают Крысс и Весельчак У, и начинается погоня. Коля выскакивает из дворика по 2-му Волконскому переулку , где на самом деле находился деревянный домик с машиной времени (дом 8A, сейчас снесен), и оказывается на Остоженке, где прячется в магазине "Молоко" (дом 5), причем Коля бежит вдоль улицы, а пираты, преследуя его, — наискосок, откуда-то со стороны Гоголевского бульвара. Затем все они непонятным образом оказываются на Пречистенке, где пираты бегут мимо ограды дома 12 (бывшей усадьбы Хрущевых-Селезневых, такое вот совпадение), а Алису сбивает троллейбус напротив дома 14.
В третьей серии Алиса вместе с Юлей Грибковой оказывается в больнице, которую режиссер "разместил" в Большом Левшинском переулоке, дом 6/2, строение 1 - в бывшем главном доме усадьбы Загоскиной. В 1984 году там действительно была детская больница, сейчас особняк занимает какое-то рекламное агентство. Так что видеть из окна палаты храм Бессеребренников Косьмы и Дамиана на Маросейке и любоваться закатом над Ленинскими горами Алиса никак не могла. Сейчас двор этого дома выглядит совершенно иначе, вся показанная в фильме буйная растительность была уничтожена ураганом 1998 года. Когда Алису находят пираты и девочки решают бежать — они пробираются во двор дома 10 по Денежному переулку, затем снова бегут по Большому Левшинскому, где от угла с Чистым переулком их начинает преследовать милицейская машина. В Чистом "девочки в пижамах" ныряют в арку и выскакивают на Большой Могильцевский переулок, где встречают Фиму, выгуливающего фокстерьера у ограды Церкви Богоматери на Могильцах. Втроем они бегут к дому Юли Грибковой, который находится в Гагаринском переулке (дом 28). Очень интересный дом — в него можно попасть как с Гагаринского переулка, так и с расположенной в совсем другом районе Москвы Спиридоновки, а из окна открывается вид на дом 4/5 по Плотникову переулку. Фима забирает плащ и звонит Коле Герасимову из телефонной будки на углу Гагаринского и Староконюшенного переулков. При этом сам Коля живет довольно далеко от Арбата — в Богословском переулке, а интерьер его квартиры снимали вообще в Медведково, дома у одного из участников съемочной группы. Обдумывая, что делать дальше, ребята выходят из подъезда... и оказываются во дворе дома 23 по Гагаринскому переулку.
Столичный универсальный магазин "Москвичка", 1987 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В четвертой серии пираты с самоваром поджидают Алису с Юлей на лавочке у магазина "Москвичка" на Новом Арбате. Да, тогда вдоль "вставных челюстей Москвы" еще существовал сквер и там можно было посидеть на скамейке. Весельчак ввинчивается в толпу и буквально через несколько секунд все они оказываются уже у метро "Кропоткинская", а оттуда столь же внезапно переносятся на Спиридоновку (дом 36, строение 1 и дом 38). В это время Коля с Фимой гуляют вдоль Гоголевского бульвара мимо фасада бывшей усадьбы Н.Н. Нарышкина (дом 10, строение 1) и, спустившись на бульвар, натыкаются на Весельчака У. Затем начинается вторая погоня, которая снова стартует от Нового Арбата, откуда Алиса с Юлей ныряют вниз по известной пешеходной лестнице, ведущей в Большой Николопесковский переулок и выбегают опять к "Кропоткинской", где пираты гонятся за ними по крышам такси у пересечений Гоголевского бульвара с Гагаринским переулком, а затем... снова попадают на Спиридоновку, и убегают еще дальше — на Малую Бронную, где Алиса прыгает через забор. Вот такой получился заковыристый маршрут, длиною, без малого, в четыре километра.
Пятая серия начинается с того, что ученики 6 "В" пытаются найти Алису и вообще понять, что происходит. Алиса при этом снова, благодаря режиссерской фантазии и умелому подбору "натуры", начинает перемещаться в пространстве — то ее показывают у дом 14 по Вспольному переулку, то на детской площадке между Б. Афанасьевским и Нащокинским переулками. Наконец встреча происходит... в Чистом переулке у арки дома №6. Фиму и Садовского отправляют к Герасимову домой за миелофоном, а остальные во главе с Алисой отправляются подслушивать мысли жильцов дома № 44/28 в Сивцевом Вражке (сам подъезд снимали напротив — в доме 43). Оттуда школьники идут допрашивать Ишутина в Большом Афанасьевском. Разговор происходит во дворе дома №6, перепуганный до полусмерти Ишутин убегает и грозит Алисе и компании кулаком из-за угла дома 10 в Нащокинском переулке — того самого, в котором живут герои фильма "Покровские ворота". Далее следует финал в заброшенном доме.
Кстати о доме 10 по Нащокинскому — он существует до сих пор и не снесен, как это было показано в
"Покровских воротах", но пал жертвой лужковских реконструкций: к нему пристроили еще один этаж и мансарду, добавили подземную парковку и перелицевали фасад, так что он стал абсолютно неузнаваем. А вот интерьерные сцены, скорее всего, снимались где-то в другом месте; когда в кадре оказываются внутренние лестницы, то видно, что в доме явно больше двух этажей.
В фильме
"Гардемарины вперед" (1987) Москве довелось сыграть роль Санкт-Петербурга. В интересующем нас "квадрате", например, стоит дом графа Путятина, к которому Александр Белов отправляется с рекомендательным письмом. Это дом № 53 Арбате, в котором находится музей Пушкина.
Кадр из фильма режиссера Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Фото: ИТАР-ТАСС
Последним стоит упомянуть, наверное,
"Мастера и Маргариту" Юрия Кары (1994), фильм знаменитый хотя бы тем, что он пролежал на полке 12 лет по причинам чисто коммерческого характера. Выбирая "натуру" для съемок, Кара подошел к вопросу о реконструкции булгаковской Москвы довольно дотошно. Так Маргариту он "поселил" в доме 21 по Остоженке, то есть там, где она и жила по мнению многих исследователей творчества Булгакова. Но без "фокусов с пространством" и тут не обошлось: Маргарита летит на метле над Арбатом, чтобы устроить погром в доме Драмлита, который снимали на Остоженке, практически напротив ее собственного (дом 21). Зачем тогда было лететь на Арбат?
Алексей Байков