Форма поиска по сайту

Хороший, плохой, злой по-датски: в прокат вышел вестерн "Спасение"

Кадр из фильма "Спасение". Фото: imdb.com

На этой неделе в прокат вышел вестерн "Спасение" датского режиссера Кристиана Левринга. Кинообозреватель M24.ru Максим Эйдис - о том, почему этот фильм не стыдно сравнивать с вестернами Клинта Иствуда и классикой "золотого века Голливуда".

Йон, не так давно переселившийся из родной Дании в Новый Свет, ожидал дня встречи с близкими как праздник. Однако день, в который поезд, наконец, привез в объятия Йона его жену и маленького сына, неожиданно оказался трагическим. Совершенно случайно в дилижансе спутниками Йона и его семейства оказываются не обычные фермеры, а двое подвыпивших бандитов. Недолго думая, подонки устраивают ссору, а когда Йон пытается защитить жену и сына, вышвыривают его из экипажа и уезжают в неизвестном направлении.

В следующий раз первопроходец видит своих близких уже мертвыми. Потрясенный, он сразу же находит мерзавцев и жестко расплачивается с ними. К несчастью, один из садистов оказывается братом Деларю - главаря шайки, который держит в страхе всю округу. Взбешенный смертью брата, Деларю требует, чтобы жители городка выдали ему убийцу. В противном случае он угрожает перебить всех – и в подтверждение своих слов тут же устраивает показательную казнь трех ни в чем не повинных горожан…

Кадр из фильма "Спасение". Фото: imdb.com

Современное датское кино неплохо известно у нас и вряд ли кто-то может пожаловаться на его непопулярность. Нет никакого секрета и в том, что датская киноиндустрия – кстати, одна из самых старых в мире – с успехом производит не только арт-хаусные хиты Ларса фон Триера, но и кино коммерческое. Недаром датские фильмы и успешные криминальные сериалы потом переснимают заново, уже в Америке и с местными актерами: Голлиувуд всегда открыт для предложений, если надеется со сделки получить прибыль. Однако сами датчане жить и работать в Голливуде, судя по всему, не очень стремятся, и даже в таком исконно американском жанре, как вестерн, продолжают отстаивать свою оригинальность и идентичность. Типичный пример тому – "Спасение", медленный и жестокий вестерн, снятый режиссером Кристианом Леврингом на английском языке.

История мести разворачивается на экране с характерными для жанра неспешностью и брутальностью, которую еще в 70-е привнес в кино о Диком Западе Сэм Пекинпа. Вот только фоном для "разборки" героя-одиночки с шайкой бандитов становится вполне реальная ситуация, когда нефть в середине XIX века вдруг оказалась не менее прибыльной, чем золото. Пока герой Мадса Миккельсона (кстати, после "Бонда" и "Ганнибала" перешедшего в разряд звезд мировой величины) лаконично и сосредоточенно отстреливает своих обидчиков, а те куда более жестоко и безумно мстят в ответ, на заднем плане разворачивается подлинная драма. Злодей Деларю мечтает продать свои земляные владения нефтяным компаниям, которые, как покажут нам уже на титрах, в итоге и окажутся главной выигрышной стороной конфликта.

Кадр из фильма "Спасение". Фото: imdb.com

К счастью, ироничный подтекст в фильме Левринга не главное. "Спасение" не зря было показано в Каннах в дни международного фестиваля: Леврингу удалось снять фильм, который не стыдно будет поставить рядом не только с вестернами Клинта Иствуда (включая "Непрощенного"), но даже с классикой "золотого века Голливуда". Хотя когда-то режиссер и подписал вместе с тремя друзьями и коллегами знаменитый манифест "Догма 95", от его былого задора сейчас не осталось почти ничего. Зато во всем, что касается отточенности и изящества стиля, режиссеру вряд ли сыщется кто-то равный в Европе. Сам Левринг обижается, когда восторженные поклонники сравнивают "Спасение" с картинами Серджио Леоне – мол, "я предпочитаю классику Джона Форда". Рискнем предположить, что сравнение с человеком, вернувшим жанр зрителям и "отобравшим" у Америки звание "главной по вестернам", Леврингу льстит. Тем более, что датчане, как напомнил один из недавних фильмов Николаса Рефна, вправе считать вестерны и своим национальным жанром. В конце конце, это же викинги открыли Америку первыми.

Максим Эйдис