29 мая в российский прокат вышел хоррор "13 грехов" от режиссера "Последнего изгнания дьявола" Даниэля Штамма. Главный герой картины - сотрудник службы соцобеспечения Эллиот Бриндл, который для того, чтобы выбраться из долгов, соглашается на участие в странном телешоу. Первое его испытание - убить муху... О том, что задумали организаторы викторины, и как в этом замешан серийный маньяк, расскажет обозреватель Сетевого издания M24.ru Максим Эйдис."13 грехов". Фото: rottentomatoes.com
Эллиоту Бриндлу (Марк Уэббер) в жизни не слишком везло и раньше, но теперь… Эллиот надеялся получить повышение, а вместо него вытерпел отвратительную отповедь начальника, оскорбления и откровенное хамство, но все равно оказался уволен. За бесхарактерность. А ведь у Эллиота на носу свадьба (беременная невеста души не чает в будущем супруге), и нужно ухаживать за братом-аутистом (иначе парня заберут в психушку) и старым отцом – мерзавцем с расистскими наклонностями. И еще кредиты, конечно. Без денег ситуацию не решишь, но откуда же их взять? Внезапный звонок возвращает Эллиоту надежду: оказывается, он выиграл в каком-то конкурсе и теперь может принять участие в странной, но любопытной викторине.
Менеджеру-неудачнику нужно выполнить всего лишь тринадцать заданий, придуманных невидимыми, но всеведущими игроками, и к вечеру он станет обладателем целых шести миллионов долларов. Начать нужно с пустяка: прибить залетевшую в автомобиль муху – и получить за эту нелепость тысячу долларов. Кто бы отказался? Вот и Эллиот, не долго думая, расправляется с насекомым. Телефон дает знать мгновенно: на счет Эллиота перечислена тысяча долларов! Следующее задание, правда, будет уже не таким легким – убитую муху нужно (конечно, за отдельную сумму с нулями) еще и съесть…
Новый фильм молодого режиссера Даниэля Штамма начинается странно, хоть и впечатляюще. На шикарном приеме в огромном зале по поводу вручения какой-то значительной премии, генеральный спонсор мероприятия, трясущийся старик, вместо поздравительной речи вдруг, спотыкаясь, начинает рассказывать непристойный глупый анекдот. Публика, переглядываясь, хихикает, а старик продолжает и переходит к совсем уже похабным стишкам. Собравшиеся в шоке, но когда выжившего из ума старика пытаются увести со сцены, он хватает со стола нож и отрезает несчастной леди палец...
"13 грехов". Фото: imdb.com
Жестокая сцена эффектна и интригует, хотя уже совсем скоро становится ясно, как она связана с основным сюжетом (да-да, не обошлось тут и без идеи глобального заговора, который, кстати, обещают уже карты-титры и за который лично ответственен на экране "хэллбой" Рон Перлман). Интересней другое: дело в том, что примерно так же, как спонсор премии, поступает и сам Даниэль Штамм, в руки которого попал интересный и необычный сюжет (заимствованный из тайского кинохита — триллера с тем же названием).
Сначала задания, которые получает несчастный экс-менеджер, лишь немного смущают зрителя. Но затем, как и предполагает сюжет экзистенциального триллера, с каждым новым неправильным выбором героя ужас происходящего возрастает – а вместе с ним возрастает и та жестокость, которую режиссер позволяет себе демонстрировать на экране, и отвращение зрителя к происходящему.
Сложно сказать, многие ли смогут высидеть фильм до конца. Трупы здесь множатся в геометрической прогрессии, кровь хлещет с экрана фонтанами, и ближе к финалу брутальность происходящего становится уже невыносимой. Жаль: в фильме есть и великолепная актерская работа (разумеется, речь о Марке Уэббере), и сумасшедшая динамика, и вполне очевидный месседж. Но вместо того, чтобы осторожно нагнетать потустороннюю жуть или хотя бы избегать глупых жанровых клише (речь, если интересно, о циркулярной пиле), Штамм действует грубыми, но, по его мнению, проверенными и шокирующими средствами. Они, конечно, работают, но за ними становится не видно всего остального.
Впрочем, если вы готовы относиться к отрезанным частям тела и разрубленным черепам спокойно, то "13 грехов" стоит посмотреть. И не только из-за действительно заслуживающего внимания сюжета – напористого, немного мудреного, но захватывающего зрителей почти до самого конца. Кроме прочего, триллер Штамма еще и отвечает на одни из самых часто возникающих в последнее время вопросов: каким образом благовоспитанные и культурные тихони, добрейшей души недотепы буквально на глазах "расчеловечиваются" — теряют человеческий облик и превращаются в монстров, готовых идти вперед даже по трупам. Не сказать, чтобы ответ на вопрос был неожиданным и новым, зато в оригинальности метафоре уж точно не отказать.
Максим Эйдис