Форма поиска по сайту

Коллекционеры винила: шорох иглы в цифровом веке

Цифровая эра, в которой мы живем, все дальше и дальше уводит нас от того времени, когда в основе музыкальной, фото- и киноиндустрии лежало аналоговое оборудование с его тумблерами, рычажками, магнитными лентами и лампочками. Большинство "барахла", которое занимало раньше много пространства, теперь стало ненужным - его задачу с успехом выполняют программы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Безусловно, до сих пор есть поклонники старой школы, отвергающие дары современности и делающие фото или снимающие те же фильмы не на цифру. В музыкальной индустрии схожая картина - большинство профессионалов используют аналоговые синтезаторы, усилители, примочки и прочее потому, что звук они выдают более объемный и теплый.

Касательно аудиоформатов - CD канул в пучину, несколько десятилетий покрасовавшись на вершине славы. Стало очевидным, что настоящим царем всея звука был и остается винил. Его преимущества - в удобстве тиражирования, лучшем качестве записи (некоторые считают этот факт спорным) и в самом таинстве ритуала слушания. В настоящее время на Западе продажи виниловых пластинок растут, и эксперты прогнозируют, что скоро этот тренд дойдет и до Москвы.

M24.ru пообщался с российскими коллекционерами грампластинок, диджеями и музыкантами, которые рассказали о своей виниловой страсти, "потере музыкальной девственности", последних приобретениях, а также дали советы начинающим собирателям.

РЖБ

"Рома Хлеб, больше известный как РЖБ. Коллекционер пластинок, меломан и перкуссионист. Родился в Тайге в семье медведей. Это все", - так пишет он сам о себе.

На самом деле РЖБ - детектив странных пластинок и музыкант, который создает новые "коллажи" из старых записей. Рома один из немногих коллекционеров необычной музыки в России, не ограниченный рамками жанров. Он находит очень интересные пластинки везде - начиная с детской музыки, и заканчивая пакистанскими саундтреками 70-х годов. О последних РЖБ написал статью.

Рома Хлеб. Фото: Предоставлено музыкантом



Прошлое

Дома всегда была и есть педантично расставленная свалка из научно-фантастических и хоррор-игрушек, перкуссий, каких-то сувениров из путешествий и книг. Но это нормально, без патологий...как мне кажется. Ведь мы все здесь немного не в себе. И я, и даже ты. Главное - под старость не начать копить грязные трусы и кошек, отведя им отдельную комнату, как это бывает, правда?

У меня не было такого прям "осознания", что я коллекционер, будто внутри разжалась какая-то пружина - нет. Просто так получилось. От кого-то досталась уйма советской музыки, которую я слушал и сэмплировал на советском же проигрывателе, но это не считается. В начале 2000-х мой друг Бывший Слим подарил несколько польских джаз-пластинок из коллекции своего отца, которые пылились в подвале долгое время – с этого, можно сказать, все и началось. А когда я приобрел свою первую, по-настоящему дорогую во всех смыслах, пластинку, то уже "лишился девственности" и помешался.

Первым винилом был какой-нибудь бенефис Петросяна или 2 Unlimited, под который мы отплясывали перед уроками в начальной школе, радуясь первым Mars, Stimorol и китайской лапше. Точно и не помню. Первая купленная пластинка была 2H Company, нам в ней облатки ЛСД еще прислали, поэтому с историей приобретение. К сожалению, "бонус" был не от издателей, поэтому любви у нас не вышло. А самая дорогая стоила мне 200 евро, но это был сознательный шаг. Эта пластинка, ни много ни мало, изменила музыкальные предпочтения и восприятие музыки вообще, став спусковым крючком. И этот альбом у меня есть во всех существующих изданиях, кроме диска - мой индивидуальный фетиш. Название не скажу. С тех пор не делаю дорогих покупок, но периодически отдаю +/- сотню за редкие пластинки, которые особенно нравятся. Чем дольше собираешь, тем дешевле получается находить. Но это секрет.

А первым моим проигрывателем был советский. Название и не вспомню уже. Сейчас у меня самый простой Numark, но он мне совсем не нравится. Тут ключ проблемы в том, что я небогат и от одной идеи потратить даже 15-20 тысяч рублей на один вертак ощущаю мелкие скользкие зеленые лапки на своей шее. На эти деньги можно путешествовать или купить много хороших пластинок. Пока я не разбогатею или не выживу из ума, аудиофилом не стану, к сожалению.

Рома Хлеб. Фото: Предоставлено музыкантом

В свое время имел прекрасный опыт работы саунд-дизайнером в театре ужасов. Ребята рассказывали сценарий, описывали общую атмосферу, безбожно тыкая пальцем в места, откуда должны были доноситься специфические звуки, а я все это потом оформлял. Были и записи "домашнего хора" в рамках этого проекта, и записи звуков скрипов, скрежетов и подобных жутковатых аудио-образов. Отличное было время, но увы. Сейчас все меньше сэмплирую, предпочитая работать с музыкантами, и все глубже возвращаюсь к истокам - синематической и лайбрари-музыке 70-ых годов. Но отсутствие инструментов и опыта игры на них вынуждает искать и сэмплировать то, что звучит в голове.

Специфика отбора музыки у меня хромает, потому что основной критерий, кроме "нравится-не нравится", необычность. Калейдоскоп жанров сразу рассыпается на сотни осколков. Так было почти всегда – люблю удивляться. И совершенно неважно чему. Музыка в этом смысле имеет особенное очарование – здесь почти нет "черного" и "белого", в смысле четкого разделения по жанру. Нет, конечно, если вы господин Занудов, то у вас и критерии другие.

Но мне все видится неким стилевым смешением, и это всегда интересней. Поэтому охочусь за всем – от краутрока, до саундтреков из индийских фильмов ужасов. Продавец из меня никакой, нет во мне "бизнес-жилок". Хотя мог бы за какие-то проценты и зарабатывать, помогая искать редкие штуки для тех, у кого нет на это времени или желания, но кому это нужно?

Рома Хлеб. Фото: Предоставлено музыкантом

Секреты

У пластов есть единое правило – чаще всего цена с годами только растет, а в какой прогрессии – это уже другой вопрос. Здесь все индивидуально, и нужно учитывать множество факторов: редкость, необычность, оформление, историю переизданий.

Конечно, всегда есть discogs, ebay и подобные площадки для селлеров, но здесь каждый сам за себя. Поэтому все диггеры имеют свои секреты, которыми делятся только на тайных сходках в темных коридорах заброшенных замков. На барахолках шансы чуть больше, чем найти пять тысяч возле приема стеклотары. "У бабуль" шансы выше, но с каждым годом такой поиск становится тяжелей – все вынесли до вас. За границей блошиные рынки и барахолки нам, русским, интересней, во многом благодаря тому, что почти вся нерусская музыка для нашего уха звучит приятней. И еще потому, что там не притесняли таланты серпом и молотом. Но найти по-настоящему редкие местные пластинки так же трудно, как и у нас. Особенно, если вы проездом.

В России своя атмосфера, которую можно охарактеризовать как "……" (плохая – прим.ред.) – это касаемо музыки. За рубежом, в основном Европе и США, продажи с каждым годом растут. А создание собственной музыкальной библиотеки на пластинках становится модным в хорошем смысле этого слова, и теперь mp3 конкурирует разве что с аудио-дисками, если говорить о физических носителях.

Последние пластинки

Can – Vitamin C/ I'm So Green (United Artists Records), которую я искал уже довольно долго. Буквально на днях странным образом появилось недорогое предложение на ebay, и я свой шанс не упустил. Одну очень редкую и дурацкую датскую пластинку для детей. Название не буду говорить, скажу лишь, что искал давно, а купил случайно за копейки. Идет вот в упряжке почтовых голубей, надеюсь, не склюют.

Третья - совсем из разряда фантастики – сингл, на котором оба трека меня буквально делают безумно радостным. Он очень редкий и совсем не популярный, отчего найти еще сложней. Я давно присматривался к предложению за 80 евро, но не решался купить - продавец тот еще прохиндей, а ситуацию с курсом валют вы видели сами. К тому же один друг из Finders Keepers взялся выбить для меня скидку, но что-то пошло не так и одновременно появилась копия в состоянии похуже, но уже за 110 фунтов! И вот тут я не выдержал, дав слабину, и купил. А что поделать, можно иногда себя потешить, поработаю сверхурочно. Или в эскорт.

Размер уонтлиста растет в геометрической прогрессии, ужасая редкостью объектов поиска и беспорядком списков. Но это нормально для любого детектива, а большинство пластинок так и останутся желанными, но недоступными. Потому-то все и продолжается. Хотя сейчас мне все легче удается находить самое сложное малой кровью, иногда и вовсе не тратясь деньгами. Но всегда будут особенно интересные редкости, чью ценность и определить-то сложно, и это держит тебя на постоянном взводе.

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: Предоставлено Эдуардом Шаровым



Дмитрий Кокоулин