Форма поиска по сайту

"Горько! 2": со свадьбы - на похороны

Фото: facebook.com/gooorko

В прокат вышла вторая часть нашумевшей комедии "Горько!". На сей раз в фильме речь пойдет не о свадьбе, а о похоронах. Главные роли исполнили те же актеры - Сергей Светлаков, Юлия Александрова, Ян Цапник и другие. Кинообозреватель сетевого издания M24.ru Максим Эйдис рассказывает о новой ленте.

Рома и Наташа, с грехом пополам поженившиеся год назад, недолго наслаждались семейной идиллией. Отчим девушки, грозный Борис Иванович, из-за чего-то лишился своего теплого чиновничьего места - и тут пошло-поехало. Одна-другая попытка хоть как-то устроиться, но все бесполезно: в семье Наташи и Ромы от этих похождений - одни пострадавшие.

В итоге экс-десантник наворотил таких дел, что на него даже совершили неудачное покушение какие-то бандиты. Смекнув, что нигде лучше, чем в могиле, не спрячешься, находчивый Борис Иванович устраивает грандиозную инсценировку собственных похорон. Вот только, на беду, в доме появляется незваный гость: старый сослуживец Бориса Ивановича, бравый двухметровый гигант Вася Каравай.

По всей видимости, Васю и Наташиного отчима объединяет какая-то тайна: во всяком случае, Вася, попросив оставить его наедине с "покойным", бросился перерывать комнату в поисках какой-то сумки, а Борис Иванович улегся в гроб окончательно и строго-настрого запретил домашним извещать незваного гостя о постановочном характере похорон. Кстати, Каравай, судя по всему, - человек далеко не бедный, взялся сам оплатить все расходы и закатить внушительное торжество. Как-никак, прощание с боевым другом. Все, кроме Каравая, нервничают. Что-то будет...

Фото: facebook.com/gooorko

В человеке, который скрывается под залихватским псевдонимом "Жора Крыжовников", люди сообразительные давно уже приметили баловня судьбы. В прошлом, по его собственным словам, обычный телевизионный ремесленник Андрей Першин, сняв две удачных короткометражки, попался на глаза "большим" продюсерам. Вскоре познакомился с мэтром современного отечественного мэйнстрима Тимуром Бекмамбетовым, обсудил с ним кое-какие идеи – и, не успев оглянуться, превратился в сценариста и режиссера фильма "Горько!", самого неожиданного и мощного кассового прорыва прошлого года.

Так совпало: Бекмамбетов как раз собирался запустить свой новый продюсерский проект – комедию, но в жанре "мокьюментари". А тут как раз - Крыжовников. И хотя страсти вокруг "Горько!" бушевали довольно долго, к чести молодого режиссера, даже самые злобные критики ни разу не упрекнули авторов фильма в непрофессионализме или халтуре. Что-что, а снять "мокьюментари" - то есть сымитировать "подлинную" документальную съемку - Крыжовникову удалось настолько превосходно, что значительная часть зрителей выходила после киносеанса мрачными и в слезах. Слишком уж узнаваемы получились типажи на экране, слишком уж безысходным показалось тогда их (а, значит, и наше общее) будущее.

Да, первый "Горько!" зрителей "подкупал" прежде всего узнаваемостью: все в нем было "как в жизни". Видимо, в конце концов Крыжовникову надоело выслушивать реплики вроде "да ну, тут же просто жизнь, у автора - никакой фантазии". Во всяком случае, жизнь персонажей "Горько! 2" с реальной уж точно не спутаешь.

Комедии, чье действие разворачивается на похоронах или вокруг похорон, известны давным-давно (достаточно вспомнить, например, Хичкока и его "Неприятности с Гарри"). Что касается похорон фиктивных, то и здесь Крыжовников далеко не первый: достаточно, в общем-то, вспомнить воскресающего старого цыгана в фильм Эмира Кустурицы, чтобы понять, откуда здесь ноги растут. Как будто бы не претендуя на этот раз на серьезное высказывание, Крыжовников и его бессменная актерская группа устраивают на экране даже не театр, а карнавал абсурда – при этом еще и очень смешного (во всяком случае, всем, кто легко узнает в освободившемся уголовнике Лехе соседа по парте, а в отчиме Наташи – по лестничной клетке). Фантазия сценаристов выплескивается через край – представьте себе, например, Бориса Ивановича, пытающегося по мобильному из гроба дозвониться хоть до кого-нибудь из дорогих родственников. Или, например, все того же горемыку, с обиды напялившего на себя костюм Дарта Вейдера и разгуливающего в таком виде по парку аттракционов.

Правда, во всем этом безумном шапито (разворачивающемся, как водится, под музыку в стиле Нино Рота) герои прошлогоднего блокбастера выглядят немного неловко: как гости, неожиданно оказавшийся на чужом празднике. Связи с первым фильмом здесь почти нет – хотя, конечно, типажи все те же.

Фото: facebook.com/gooorko

Отказавшись от претензий на документальность (хотя формально похороны будто бы снимает все тот же недотепа) Крыжовников рисковал потерять все, что принесло успех "Горько!". Однако именно благодаря уходу в жанр чистого "фикшн", "Горько! 2" получился куда смешнее своего предшественника. Как ни крути, на приключения незнакомой семейки придурков (давайте называть вещи своими именами) смотреть куда веселее, чем на свой, пусть и коллективный, но очень точный портрет.

Впрочем, искателям социальных мессаджей тоже найдется, чем поживиться и в новом фильме: достаточно и того, что песня, которую исполняет казачий хор на псевдопохоронах – все та же любимая Никитой Сергеевичем Михалковым "Не для меня придет весна". Намеков и аллюзий (как киношных, так и политических) в фильме хватит на всех. Но только не стоит ставить их во главе угла: сам Крыжовников упорно уходит от обсуждения острых вопросов, намекая, что ничего "такого", конечно же, в виду никто не имел, а снималась обычная, хоть и черная, комедия для развлечения публики.

С этим можно было бы поспорить, но все же стоит признать как факт: "Горько! 2" получился совсем другим, отдельным от первоисточника фильмом, не похожим на своего социально-разоблачительного предшественника. И в то же время сиквел в данном случае ничуть не уступает оригиналу. Такого почти никогда не бывает – но сообразительные люди ведь уже давно поняли, что у Крыжовникова с фортуной свои счеты.

Максим Эйдис