Музыкальный продюсер Александр Кушнир в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал, почему русские артисты боятся давать интервью, и в чем заключается самый грандиозный кошмар пиарщика.
- Были ли случаи, когда журналисты ставили вас в тупик своими вопросами?
- Наверное, такое когда-нибудь случится. И это нормально.
- Вы где-то учились общаться с людьми, давать интервью?
- Только опыт и практика. Источник вдохновения - интервью западных музыкантов, которые перечитываешь по сто раз.
- Можно ли сказать, что музыканты стали в последнее десятилетие более боязливыми и опасливыми? Например, когда-то они приходили на программу "Акулы пера" и были готовы к тому, что их будут разрывать на кусочки, а сейчас перестраховываются, боясь сказать лишнего.
- Во-первых, появилось множество посредников – пиарщиков. Во-вторых, сознание стало более форматным, перед интервью начинают думать, что сказать для той или иной аудитории СМИ.
- Почему интервью с артистами стали скучными?
- Герои пропали. Новые не появились, а старые стали более политкорректными. Артисты превратились в шелковых и пушистых, и я не понимаю, чего они боятся: бабушку свою обидеть или потерять на "Фейсбуке" 50 поклонников.
- Почему пиарщики музыкантов просят присылать им заранее вопросы для интервью?
- Существует понятие "формальное качество", когда пиарщик показывает своему работодателю – артисту или продюсеру, что он качественно выполняет свою работу. Я помню ситуацию, когда это было действительно нужно.
Например, звонит мне Катя Лель и говорит, что едет на прямой эфир на НТВ, и я понимаю, что мне нужно прыгнуть в машину и оказаться там на десять минут раньше нее, чтобы вспомнить с редакторами все, что у нас было общего и что еще будет, дабы получить эти вопросы.
- Но почему вы не могли ту же Катю Лель отпустить в свободное плавание?
- Потому что видел перед этим два-три прямых эфира. Я по пиару читаю лекции в ряде институтов. Даю два определения пиара: американское – формирование общественного мнения и русское – ответственность за репутацию. Если артист плохо говорит, иногда можно попытаться спасти ситуацию. Чтобы перечислить артистов, которые говорят хорошо, мне хватит пальцев одной руки. Мне нравятся интервью Гребенщикова, Лолиты, Киркорова, Шнура.
Думаю, когда артист говорит, он должен показать, что в жизни прочитал больше, чем десять книг.
- Пусть говорят плохо, но главное, чтобы открыто.
- Я бы поспорил насчет открытости. Кто-то из великих сказал, что не нужно путать интервью и исповедь. Путем интервью артист подает себя ярко, феерично, интересно. Для меня идеальное интервью артиста такое, что прочитавший текст человек, не слыша прежде ни одной песни музыканта, после идет в магазин и покупает все его пластинки, организует фанклуб или едет в другой город на концерт.
- Сложно представить, что, например, Мадонна стесняется отвечать на вопросы журналистов. Почему на западе звезды более открытые?
- Мадонна, как и Бьорк, била журналистов. К тому же, на западе степень свободы другая.
- В чем заключается самый страшный кошмар пиарщика?
- Главное поражение, когда артист – скучная икона. Что сделал в свое время Сергей Курехин? В прямом эфире на ВВС, рассказывая о своем английском фортепианном туре, заявил: "Я уже много лет являюсь шпионом американской разведки". Смотрю и думаю, что-то здесь не ладно, в интервью попадаются знакомые слова. Этот гений взял песню Высоцкого 1965 года "Пародию на плохой детектив" и пересказал ее своими словами. Вот это импровизация.
- Как вы работаете с артистом над его имиджем?
- Всегда стараюсь узнать о вещах, актуальных для артиста. Спрашиваю, какие фильмы смотрел, на какие ходил спектакли, какие читал книги, чтобы у меня вырисовался хотя бы силуэтный портрет.
- Ваш чемодан с профессиональными секретами артистов большой?
- Конечно, да. Другое дело, что не все артисты открывают секреты. Пиарщик – это психоаналитик, старший брат или сестра и друг.
- В вашей практике случались утечки информации?
- Я с этим не сталкивался. Но ведь вся эта культура "жучков" и фотографирования из-за кустов у нас стартовала недавно.