Форма поиска по сайту

Партитура весны: три филармонические идеи на апрель

Фото: ТАСС/Эмиль Матвеев

Московская филармония, кажется, составила апрельский репертуар так, чтобы у поклонников классической музыки отпали любые варианты досуга: будут несколько опер в концертном исполнении, монументальный Малер, гастролирующие аутентисты и множество других не менее интригующих событий. M24.ru советует обратить внимание на три беспроигрышных филармонических вечера.

Густав Малер. Симфония №8

Самое монументальное свое произведение Малер написал всего за восемь недель в австрийском местечке Майерниг, в 1906 году, то есть ровно 110 лет назад. Грандиозный замысел симфонии симфоний, венца всего жанра, потребовал от композитора соответствующих средств – увеличенного состава оркестра, мощнейших вокальных ресурсов – двух смешанных хоров, хора мальчиков, участия солистов. Помимо состава, Восьмую симфонию выделяет и сама идея, исключающая трагическую тему, так характерную для творчества Малера в целом. Как отмечает главный малеровед России, Ирина Барсова, симфония являет собой "экстатическое переживание красоты, гармонии, пропитывающее всю музыку от первой до последней ноты, а не последние ее мгновения, как было до того".

Восьмая симфония требует соответствующих финансовых вложений, поэтому до сих пор остается нечастым гостем филармонических и консерваторских площадок, однако уже не столь редкое явление, как суперлунное затмение. В апреле ее исполнит капелла России под управлением Валерия Полянского, для которого это уже третий год цикла, посвященного наследую Малера.

Фото: gustavmahler.com



Георг Фридрих Гендель. "Ксеркс"

Концерт, адресованный музыкальным гурманам. Жан-Кристоф Спинози вновь приезжает в Россию, в этот раз с типичным для своего коллектива Matheus произведением – оперой "Ксеркс" Генделя. Хотя Спинози никогда не стремился загнать себя и свой ансамбль в строгие рамки регламентированного аутентизма. Matheus выбрал для себя пространство большей свободы. Уважительное отношение к партитуре, неизменный выбор в сторону исторических инструментов, то есть естественный джентльменский набор приверженцев исторического исполнения, дополняет столь неожиданное выступление на рок-фестивалях. Спинози известен как блестящий знаток и интерпретатор инструментальной и вокальной музыки барокко, главным образом Вивальди. Однако он с равным успехом дирижирует операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе.

"Ксеркс" – не самая популярная опера Генделя. По количеству постановок и концертных исполнений она уступает "Юлию Цезарю в Египте", "Альцине" и "Ринальдо". Два столетия после премьеры в 1738 году "Ксеркс" исчез практически на два столетия. Вторым рождением оперы считается 1924 год, когда ее поставили в Геттингене на фестивале Генделя. Заглавная партия создавалась для певца-кастрата. В настоящее время ее с успехом исполняют певцы обоих полов – меццо-сопрано или контратенор. В Московской версии это будет австралиец Дэвид Хансен. После концерта в фойе зала имени Чайковского у всех участников действа можно будет взять автографы.

Фото: meloman.ru



Винченцо Беллини. "Норма"

Еще одна опера в концертном исполнении, но уже силами "Геликона" и Марии Гулегиной. С театром под руководством Дмитрия Бертмана певицу связывают многолетняя дружба и совместные проекты. В 2004 году Мария Гулегина спела партию Нормы вместе с геликоновцами в Испании на фестивале в Сантандере.

Двумя днями ранее, 25 апреля, состоится концерт "Виват, Мария!", который объединит на главной сцене "Геликона" солистов театра и драматических актеров – лауреатов и номинантов премии "Хрустальная Турандот" (Инна Чурикова, Алла Демидова, Сергей Шакуров, Даниил Спиваковский, Игорь Миркурбанов).

Фото: mariaguleghina.com