Фото предоставлено организаторами
Сергей Чиж Чиграков отмечает 55-летний юбилей двумя большими концертами в Москве и Питере. Несмотря на то, что Чиж в большей степени последователь западной музыкальной традиции, трудно найти другого российского рок-артиста, столь гармонично, виртуозно и одновременно просто адаптировавшего ее к российским реалиям. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев, соблюдая блюзовую традицию, позвонил Чижу как положено – рано утром.– Однажды мы с друзьями слушали твои песни и пришли к выводу, что почему-то в России почти нет поющих рок-поэтов, не лидеров групп, а фигур вроде Нила Янга, Тома Петти, Боба Дилана. Навскидку назовешь разве что тебя, Никольского и Маргулиса. Может быть, дело в сильной бардовской традиции?– Вот это вопрос! Ты же меня без ножа режешь этим. Нет, на самом деле их не так мало. Кстати, мы забыли про Градского. Все же начинали как рок-н-ролльщики. Не знаю, это, наверное, не совсем к музыканту вопрос, тут диссертацию нужно защищать специально обученным людям. Ну, бардовская традиция никуда не делась. Я так понимаю, что если брать то, что делаю я, тут меня раздирало с разных сторон. С одной стороны это Владимир Семенович Высоцкий, с другой – битлы, роллинги, если говорить о рок-н-ролльной мелодике. Фиг знает, я никогда об этом не думал, как-то играю себе и не знаю, а что там это такое, как и почему все выходит, не знаю.
Фото предоставлено организаторами
– Ты рок-н-ролльщик, но явно не без симпатии относишься к советским ВИА, в "Вечной молодости" ты обращаешься к Антонову. Как в тебе это совмещается?– Я все-таки, в первую очередь раньше, да и сейчас – слушаю музыку. Раньше мне это было особенно важно! Я слушал эти песни, исходя из мелодического начала. Хотя, конечно, не отрицал всяких металлистов и так далее. Но всегда для меня была важна мелодия и вокальные данные, и здесь главные – The Beatles. Ну и, конечно, отечественные вокалисты очень хороши были, а какие профессионалы писали песни для них. Как ни крути, а там почти всегда можно напеть любую песню. Тут тебе и мелодия и текст.
– Ну, тексты у ВИА неизменно служили предметом стеба со стороны рок-н-ролльщиков.– Знаешь, чем старше становлюсь, тем сильнее врубаюсь, что тексты там были вполне нормальные. Отчасти даже философские, типа: "Ветка крупного жасмина забралась в мое окно". Офигенные же стихи! Вот такая каша у меня в голове, как была, так до сих пор и варится. Я абсолютно всеяден, и у меня как-то отторжения не вызывает ничего, кроме современных этих стилей, в которых я ни фига не понимаю. Может, еще время мое не пришло для того, чтобы разобраться в этом.
Фото предоставлено организаторами
– Но и в новых стилях сейчас можно найти что-то интересное, базирующееся на рок-н-ролльных традициях – те же The White Stripes, The Black Keys.– The White Stripes – это очень хорошо. У меня есть приятель, известный меломан Валери Пастернак (в прошлом редактор русской версии журнала Billboard – авт.) я слушаю всю эту музыку с его легкой подачи. Мы редко встречаемся, но когда это случается, он на меня просто вываливает ворох этих новых ребят. Я их запоминаю, сколько могу, прихожу домой, начинаю искать на виниле и слушаю.
– Известно, что ты давний почитатель винила.– Да, все-таки виниловые пластинки для меня главнее всего. Я в сети уже давно музыку не слушаю. Качну для ознакомления, если понравилось – покупаю пластинку. Когда какие-то новинки появляются, я их слушаю, ну и как положено нормальному парню – закачиваю себе в плеер, беру с собой на гастроли, и там знакомлюсь. А так, конечно, винил покупаю. Через интернет-магазины вроде e-bay я пластинки не беру, для меня это темный лес. Я не гонюсь в сети за редкостями, просто исхожу из того, что то, что действительно нужно, от меня никуда не уйдет и рано или поздно все равно придет. Я не парюсь по этому поводу. Видишь, какая сейчас эта истерика идет вокруг последнего альбома Дэвида Боуи Black Star. Но у меня-то давно все его любимые пластинки есть. Не скажу, что все английские и оригинальные, но те, что мне нужны. Хотя, скажем, альбомы битлов я предпочту иметь "первого пресса".
Фото предоставлено организаторами
– Твои грядущие концерты проходят под эгидой твоего 55-летия, до этого отмечали двадцать лет творческой деятельности, и проходят они только в Москве и Питере.– Хорошо, что ты мне сообщил, а то иногда я узнаю об этом, только когда вижу надпись на афише. На гастролях частенько случается, что концерт носит какое-то название. Отыгрываешь, а потом тебя обескураживают люди: "Ваш концерт сегодня назывался так-то". Я: "Да вы что?!" Какой-то специальной подготовки на сегодняшний день не проводится, но я думаю, что 6 февраля мы славно погуляем, 7-го – славно похмелимся с ребятами, а 8-го – плавный переход, а там, может быть, пойдет какая-нибудь подготовка к чему-нибудь. Концерты в Москве и Питере. Не хотите в Москву, кому поближе Питер – приезжайте. Что касается приглашенных ребят, то они, конечно будут. Я могу тебе сейчас сказать кто именно, но тогда это уже будет неинтересно. Хотя ничего сверхъестественного, конечно, не случится. Том Петти не приедет, у него на эти дни все по гастролям расписано. (смеется).
– Насколько тебе важно, что "Чиж & Со" работают практически в одном составе столько лет? Многие лидеры групп наоборот предпочитают ротацию кадров.– В этом плане я однолюб. Если бы все было нормально, у меня состав вообще никогда бы не менялся. Не очень нам везло с барабанщиками, но все эти годы со мной одни и те же люди. Если мне прямо страсть как хочется записаться с кем-то другим – я могу выступить в качестве приглашенного гостя. Или записать сольный альбом. А так, чтобы ездить по концертам…Не-не, я со своими парнями хочу играть. Мы уже друг друга за двадцать лет изучили так, что на гастролях мы уже давно живем, как дома. Такая семья вторая у нас.
Фото предоставлено организаторами
– Ты наверняка читал книжку "Жизнь" Кита Ричардса, где он неустанно восхищается гитарой, утверждая, что не утратил священного трепета перед инструментом. Ты испытываешь подобный трепет?– Ну не каждый день точно. Согласись, странно было бы вот так – "Ух ты, Господи, чего это у меня в руке? Гитара?! Ой, блин, что вы говорите? Первый раз вижу!" Нет. Понимаешь, здесь все-таки не в гитаре дело, а в музыке, которая в голове. Ну а что гитара? У меня есть несколько инструментов – электрогитары, акустические. Я не скажу, что они меня прямо удивляют, дескать – ух! – можно еще так. Есть у меня гитара, которую я до сих пор еще не изучил, но это, скорее, из области электроники. Я не из тех парней, которые ищут какие-то новые звуки. Мне выставили звук и сказали: "Вот так будет хорошо". Я говорю: "Хорошо, я запомнил", – и вот так я играю.