В этом году в усадьбе "Архангельское" пройдет 11-й фестиваль "Усадьба Jazz". Одна из его тем - Новый Орлеан – родина Луи Армстронга и место проведения всемирных джазовых фестивалей. В этом году, как обычно, в усадьбе "Архангельское" заработают пять площадок, где можно будет услышать как аутентичный джаз, так и электронные проекты. Президент "Усадьба Jazz" Мария Семушкина рассказала M24.ru о подробностях будущего фестиваля, приглашенных артистах и планах развития.
Мария Семушкина. Фото: Предоставлено Марией Семушкиной
"В этом году я впервые побывала в Новом Орлеане и посетила его знаменитый джазовый фестиваль, который сильно отличается от нашего фестиваля. Новоорлеанский фестиваль – это крупнейший фестиваль с великой историей, но по формату похож на фестиваль "Нашествие". И прежде всего тем, что проходит на заброшенном конном ипподроме. Без резиновых сапог там невозможно было ходить", - рассказала Семушкина.
Сам Новый Орлеан – это город, где музыка звучит повсюду. На его улицах находится огромное количество клубов и просто точек, где играют живые музыканты. Создается ощущение, что все здесь состоит из джаза и пропитано исключительно им. Также город славится своими карнавальными шествиями.
"Мы хотим донести до наших гостей атмосферу истоков джаза, ощущение настоящего ритма в крови, ярких карнавальных шествий и показать гастрономические особенности. Для этого к нам приедут повара из Нового Орлеана, которые приготовят Луизианские блюда креольской кухни, кухни Нового Орлеана", - отметила Семушкина.
Новый Орлеан. Фото: ИТАР-ТАСС
Все это будет происходить на площадке "Аристократ", с 2004 года представляющей традиционный формат. Ее название связано с возвращением культуры в русскую усадьбу. Здесь выступают джазовые артисты со всего мира: мейнстрим, авангард и симфоджазовые проекты. Эта площадка стала определенной меккой. Можно сказать, что это энергетический центр фестиваля. Ее аудитория особенная – люди знают, какие билеты брать и куда идти.
Одно из нововведений фестиваля этого года - танго. На одной из сцен пройдет вечер милонги, где можно будет не только танцевать, но и научиться этому страстному танцу. Как обычно, можно будет потанцевать свинг и рок-н-ролл. На сцене "Каприз" традиционно собираются настоящие стиляги, одетые в пышные юбки и яркие галстуки.
"На берегу, как обычно, будут выступать более электронные коллективы. Из российских будут Therr Maitz, также ведем переговоры с Triangle Sun. Из иностранных проектов точно будут норвежский пианист с проектом Boogie & Friends, который играет электронный фриджаз. Мы обязательно привезем музыкантов в рамках Года культуры Великобритании в России. Это будет либо электронная группа, либо блюз-бэнд", - добавила Семушкина.
В этом году на главной сцене музыкальное настроение будут задавать наши популярные артисты. Леонид Агутин даст живой концерт на площадке "Партер". Будет там и Антон Беляев, один из участников проекта "Голос" и фронтмен группы Therr Maitz. Не обойдется и без талисмана фестиваля - певицы Нино Катамадзе, которая представит проект с зарубежными звездами.
Второй год подряд будет установлен киношатер. Также будут проводиться музыкальные мастер-классы. Конкурс молодых музыкантов, проводимый раз в два года, уже был в прошлом году, так что в этом его не будет. А в 2013 году было подано более 200 заявок, из которых выбрали лишь восемь коллективов. Многие из них выступили на фестивале и получили приглашения на зарубежные фестивали.
Публика на фестивале. Фото: Светлана Боброва
- Какие изменения произошли с фестивалем за первые десять лет? - За 10 лет на фестивале выросло определенное поколение. Он создал свою аудиторию, которая продвинулась в музыкальном плане, стала слушать хорошую музыку. Кроме того, мы были первыми во многих начинаниях. Например, мы первыми придумали в свое время детскую зону. Мы даже сделали акцент на поощрении родителей, которые приходят с детьми. Мы первыми сделали дизайнерский маркет, и сейчас они обхватили всю Москву. Многие дизайнеры прошли через нас и вышли на новый уровень.
Мы стали уделять большое внимание такой простой вещи, как еда. В 2004 году было сложно найти партнеров, которые могли бы достойно накормить людей. Это были либо палатки с шашлыками, либо просто бутерброды из буфета. Сейчас у нас порядка 12-15 ресторанов – от японской лапши до устриц. Это лишь часть атмосферы - как и занятия йогой, салоны красоты, лектории, выставки арт-объектов и гуляющие оркестры - но она важна. Таким образом, фестиваль – это своеобразный культурный срез.
- Какова аудитория вашего фестиваля?- Пару лет назад появилось понятие "креативный класс", и я считаю, что это наша аудитория - позитивно думающие люди с хорошим вкусом, настоящие космополиты. Кто-то разбирается в музыке, а кто-то просто любит фестиваль за его атмосферу и за то, что на нем много хороших людей. Мы стараемся удовлетворить вкусы многих, но при этом держим свою планку. При этом мы даем возможность высказаться многим музыкантам, которые могут заявить о себе громко.
- Как вы отбираете музыкантов, вам кто-то помогает?- Мы с коллегой, музыкальным директором Еленой Моисеевой составляли программу уже девяти фестивалей. Если раньше мы садились зимой и выкладывали программу в апреле, то сейчас все изменилось. У нас к концу 2013 года уже была собрана вся программа. Это связано с тем, что многие артисты стоят в очереди.
Когда мы выходили на мировой уровень, сотрудничали с одним-двумя музыкальными агентствами, сейчас же их огромное количество. У нас в России вообще таких агентств нет, в лучшем случае у артиста есть директор, который как-то ему помогает. Часто музыканты продвигают себя сами и не всегда добиваются результата. А на Западе существуют агентства, у которых несколько коллективов. Они ведут все переговоры и продвигают артистов на фестивали.
Слушая джаз. Фото: Светлана Боброва
- Чем вы руководствуетесь при выборе артистов? - Мы стараемся не повторять коллективы после других фестивалей. Например, какая-то группа очень популярна и выступила уже везде, где можно. Мы не ставим ее в программу и находим похожий коллектив, который никогда не был в России. При этом мы становимся заложниками - нам приходится сохранять баланс между окупаемостью билетов и привлечением новых имен.
- Музыканты каких стран уже были у вас?- Сейчас появилось большое количество стран, посольства и культурные центры которых нас поддерживают. Это не только американцы и французы, с чего мы начинали, но также Норвегия, Израиль, Испания и Швейцария. Также прибавилась Голландия – в рамках Года Голландии у нас выступило три коллектива. Сейчас мы общаемся с Данией и Ирландией, очень хотим привести музыкантов из Японии.
С некоторыми фестивалями мы обмениваемся артистами. С одним старейшим французским фестом Jazz a Juan, которому более 50 лет, мы сотрудничаем уже третий или четвертый год. Они выбирают группу, и мы привозим им ее. Так, мы привозили "Первое солнце" в 2013 году, а в 2012 году - пианиста Евгения Лебедева, закончившего колледж Berklee в Бостоне.
- Какие на ваш взгляд юные дарования появились у нас?Сейчас есть новое поколение молодых российских ребят, которых ждет хорошее будущее. Многие из них учились за границей, они подпитаны другой музыкой: саксофонист Николай Моисеенко, трубачка Алефтина Полякова, пианист Евгений Лебедев, саксофонист Андрей Красильников, оркестр Петра Востокова. Есть и зарекомендовавшие себя музыканты: Яков Окунь, Иван Фармаковский, группа "Первое Солнце", Антон Горбунов, Антон Румянцев, Алекс Ростоцкий...есть много хороших вокалистов и вокалисток, в том же проекте "Голос" было немало наших резидентов, имен очень много. И хотелось бы, чтобы они были более известны у нас в России.
Мастер-класс на фестивале. Фото: Светлана Боброва
- Были ли какие-нибудь особые требования у артистов?- Бывает у иностранцев особые требования по еде, например, соевое молоко или имбирное пиво, которое мы искали в прошлом году для американского музыканта.
Вообще для артистов мы строим отдельное кафе, на площадке "Партер" у нас целый шатер с коллекционным чаем – своеобразная лаунж-зона. Также отдельная зона отдыха на площадке "Аристократ". Туда они могут привести своих супругов и даже знакомых.
- Не возникает ли у вас сложностей с размещением посетителей?- Количество зрителей по сравнению с первым фестивалем выросло, но не в 10 раз. Это связано с тем, что удельная масса качественной аудитории приблизительно одна и та же. Если мы сделаем резкий шаг и привлечем мега-звезду, которая привлечет дополнительную аудиторию, то и наша аудитория резко увеличится.
Сейчас же она растет на три-пять тысяч человек в год, и нам комфортно сохранить ту массу, которая у нас есть сейчас, не гнаться за тем, чтобы к нам пришло 100 тысяч человек. Это приведет к проблемам с парковками и размещением. Лучше пусть это будут люди, которые знают, зачем они здесь, и которые получат настоящее удовольствие.
Дмитрий Кокоулин