Резидент лейбла Black Star и выпускник МГУ рэпер Мот готовится к большому столичному концерту. В преддверии выступления корреспондент M24.ru пообщался с Матвеем Мельниковым (так на самом деле зовут музыканта) о Спайдермене, плохом отношении к Тимати и кубанских казачках.
- Я читала, что ты – большой фанат джаза и планируешь сыграть концерт с оркестром, это правда?
- С оркестром – это, конечно, громко сказано, но с живым бэндом – сто процентов. 18 мая мы планируем большой концерт на площадке клуба “Москва Hall”. Сейчас я активно приступаю к репетициям с ребятами, собираю живой состав. Будет барабанщик, басист, соло-гитара, клавишник, саксофонист.
С самого детства у меня была любовь к соулу, джазу, блюзу, и мне хотелось не ограничиваться только лишь битами и рэпом. И сейчас моя мечта осуществится. Это будет первый большой концерт с музыкантами.
- А сам ты из джаза что-нибудь слушаешь?
- Я не могу сказать, что я прямо такой фанат, что я помню вот в 1967 году концерт…
- Эллы Фицджеральд, например.
- Ну, например. Как сейчас помню, на третьей минуте она там такое выдала, что мама родная! (смеется). Такого нет, безусловно, но эта музыка мне близка, и я стараюсь внедрять джазовые мотивы в свое творчество.
- Презентуя новый альбом, ты выступал перед московскими студентами. Для чего нужны такие концерты?
- Это было даже не столько выступление с треками, сколько общение со студентами. Я сам в недалеком прошлом студент, и мне просто было интересно встретиться с ребятами, посмотреть им в глаза, поотвечать на их вопросы, позадавать вопросы самому.
Как ни крути, на концерте всегда программа отработана, и нет контакта со зрителем, а здесь ты видишь каждого и можешь с каждым пообщаться. Безусловно, такой неофициальный формат мне больше по душе. Так мне было гораздо проще и доступнее представить студентам все то, что я хочу сказать в альбоме, мысли, которые у меня в принципе есть: касательно лейбла, бизнеса, образования, жизненную позицию огласить. И, соответственно, посмотреть на их реакцию и что-то почерпнуть.
- В какие университеты ты приезжал?
- Мы были в четырех вузах - ГУУ, РЭУ имени Плеханова, МГУ и "Синергия". Это было похоже на дегустацию вина, когда ты сразу пробуешь несколько видов продукта и чувствуешь, что где-то привкус жестче, где-то мягче, где-то вкуснее. Я сам закончил МГУ, и, катаясь по университетам, убедился, что уровень образования и вообще уровень студентов различных вузов отличается друг от друга. Становилось понятно: у кого-то глаза прямо горят, и ты читаешь в них интеллект, видишь стремление развиваться, расти.
Сталкивался и с абсолютной апатией. Люди сами не знают, чего хотят. Они вроде как учатся только потому, что так надо. Прежде всего им было интересно, сколько я зарабатываю, на какой машине езжу. То есть такие бытовые вещи.
Фото: предоставлено Black Star Inc.
- Что ты отвечал на такие вопросы? Не пытался объяснить, что это неправильно?
- Нет, я отшучивался. Цель моего визита в вузы была несколько иная. Я пришел туда не читать нотацию, хотя и закончил военную кафедру, и моя специальность связана с воспитательной работой. Возможно, если меня пригласят со следующей лекцией, я поставлю такую цель, и будем с ребятами разговаривать уже более предметно и разбирать ситуацию (смеется).
- Ты сам музыкой серьезно начал заниматься во время учебы?
- Музыка всегда присутствовала в моей жизни. Я с детства танцевал народные и латиноамериканские танцы, хип-хоп и так далее. Но чтобы профессионально – ходить в музыкальную школу, ставить вокал или речитатив – такого не было. Я начал писать треки, наверное, на втором или третьем курсе.
До пятого курса я не связывал свою жизнь исключительно со сценой или артистической деятельностью. Я получил специальность экономист-менеджер, написал диплом по маркетингу. Закончив университет, я ходил по собеседованиям в разные компании. Даже устроился в одну, проработал там неделю или даже меньше. Потом раздался звонок из лейбла Black Star, они предложили сотрудничать. Я понял, что поработать по специальности я еще успею, а из Black Star вряд ли мне второй раз позвонят.
- За время твоей музыкальной карьеры ты сменил лейбл три раза. Почему?
- Сначала я писался на GLSS, это был не лейбл, а просто студия. Мне там нравилось звучание, я нашел общий язык с ребятами. Это продолжалось порядка двух лет. Потом стал пробовать какие-то другие студии, подружился Ваней Наником, создателем вечеринок и музыкального движения Soul Kitchen. Мы вместе делали вечеринки в центре Москвы. И в данном случае никакой речи об официальном лейбле тоже не было, это была творческая инициатива, все горели идеей. И действительно полноценным первым предложением, которое мне сделали, со всеми вытекающими правовыми и юридическими последствиями, было подписание моего контракта с лейблом Black Star.
- Black Star - это в первую очередь Тимати. Тебя не смущает отношение к нему в массовой культуре?
- Я вообще думаю, если человек из себя что-то представляет, то, так или иначе, он не оставляет равнодушным никого. Безусловно, есть и положительные отзывы, но, как правило, люди очень негативно и раздражительно относятся к популярности, славе, деньгам, успеху. Поэтому удивительно было бы, если бы на него не обращали внимания, нейтрально относились к тому, в чем одет Тимати, какую татуировку сделал, куда поехал отдыхать.
Зная его взрывной характер и любовь к эпатажу, то здесь немудрено и его стремление показать себя. Ну и, естественно, в настоящее время хейтеров столько, что я могу открыть комментарии в любой соцсети, и вы увидите, сколько грязи льется на меня, на всех ребят – артистов лейбла, и в том числе на Тимати. Это нормальная история, нужно воспринимать ее как должное.
- Песня "Черный день" на последнем альбоме как раз о хейтерах. Она появилась в результате негативных отзывов?
- Многие так считают, и задают вопрос касательно этой песни: "Неужели тебя так достали вот эти комментарии, люди, которые все время ругают и говорят: "Ты здесь за деньги, тебя сюда протолкнули, тебе тексты пишет тот-то, за тебя платит тот-то". Безусловно, это не так, просто я в принципе люблю эксперименты, и мне было интересно попробовать написать такое на самого себя.
Плюс ко всему, посыл данного трека заключается не только в обращении к хулителям, но и в том, что внутри каждого из нас есть черное альтер эго, и каким бы ты позитивным ни был бы в жизни, все равно наступает определенный момент, когда оно вырывается наружу и может взять тебя за шкирку, вот так встряхнуть и заставить посмотреть на многие вещи несколько через иную призму. Собственно, это и произошло со мной, мне захотелось создать такое черное альтер эго.
Рэпер Мот. Фото: личная страница музыканта "ВКонтакте"
- Давай перейдем к новому альбому. Он называется Azbuka Morze, а названия первых двух пластинок созвучны - Remote и "Ремонт". Почему не продлил эту цепочку?
- Все правильно. Вышел первый альбом Remote, второй "Ремонт", а до третьего сольного Azbuka Morze еще вышел ЕР – мини-альбом под названием "Черточка". Я специально его сделал, чтобы логически завершить эту цепочку. И равно как два слова "хип-хоп" соединены черточкой, и там меняется всего одна буква, точно так же в названиях Remote и "Ремонт" меняется одна буква, и я решил соединить их черточкой.
С одной стороны, я связал два этих альбома в единую концепцию и включил в "Черточку" все лучшее из первого и из второго альбома, а с другой - подвел некую черту и дал понять всем, что так как я перешел на лейбл, жизнь изменилась, и наступает новый этап, новые роли.
Новый альбом мне хотелось назвать абсолютно иначе, закодировать в него новую информацию, дать более свежие музыкальные составляющие.
Об Azbuka Morze вообще можно очень долго разговаривать. Хотя если в двух словах, название уже предполагает шифры, штрих-коды. Я решил, что на пластинке будет два главных героя: Бенджамин Франклин и Барон Мюнхгаузен. Их именами называются два трека, и именно в этом заключается соль и суть альбома.
Дело в том, что Франклин отвечает за разум, интеллект. Все рациональное, материальное – за этим обращайтесь к нему. На альбоме есть такие треки, в которых ставится вопрос, что важнее – душа или монеты. И в конечном счете, ответ...
- Очевиден.
- Очевиден. Да. Душа. Этот персонаж очень рациональный, материальный. И в противовес Франклину я создал героя-антагониста барона Мюнхгаузена. Он сорвиголова, живет детскими иллюзиями, фантазиями и вообще большой авантюрист по жизни.
На протяжении всего альбома два персонажа борются друг с другом, и если провести некую, опять же, черточку, разбить этот альбом пополам, то можно увидеть, что часть состоит из рациональной философии и серьезных вопросов, а часть вообще не несет глубокого смысла. Это либо безудержное веселье, либо гимн и манифест тому, что неважно, сколько тебе лет, ты всегда должен оставаться ребенком в душе и сердце. Собственно, на переплетении именно этих двух персонажей и строится весь альбом.
А его венец и завершение – трек "Восьмое чудо света", именно так я назвал человека в масштабном и всеобщем понимании. Это такой гимн человечеству, объединяющий все нации, расы, религии, цвета кожи. И я всегда на концертах и во всех интервью говорю, что мечтаю, чтобы когда-нибудь этот трек прозвучал на большом мероприятии типа олимпиады, универсиады паралимпиады или чемпионата мира по какому-то виду спорта, и чтобы действительно люди почувствовали это единство и сплочение всех народов мира.
- Барон Мюнхгаузен – герой из нашего детства, какие у тебя еще любимые персонажи были в детстве? Я слышала что-то про Спайдермена.
- Ну, Спайдермен – это вообще отдельная история. Меня часто спрашивают: "Когда ты уже набьешь первое тату?". У меня нет ни одной татуировки. Все-таки набивать какие-то скрипичные ключи, микрофоны, названия треков или имена возлюбленных – это все, конечно, прекрасно, но, может быть, завтра возлюбленная уйдет, или ты поймешь, что музыка – не твое. А вот любовь к Спайдермену с годами не улетучится, и он мог бы стать моей первой тату.
В садике у меня был дневник, пенал, рюкзак, раскраски все со Спайдерменом. Как только вышел первый фильм, я в день сходил три раза на сеанс. И мне очень нравится выражение из фильма, которое уже избито и затерто до дыр: "Большая сила требует большой ответственности". Это, в том числе, относится и к артисту, потому что артист – лицо публичное.
Фото: предоставлено Black Star Inc.
- Но теперь вернемся от Спайдермена и Мюнхгаузена к твоему альбому. У тебя есть совместные композиции и в основном они с ребятами из мира хип-хопа. Никогда не думал записаться с кем-то из абсолютно противоположного музыкального жанра? Шансон, тяжелый рок?
- Я никогда не загонял себя в рамки. И на альбоме есть несколько треков, куда я приглашал соул-исполнителей: это Гаяна Захарова, Миша Гришунов.
В моем репертуаре есть синглы, которые действительно ближе к року. Я хотел бы, например, записать совместно песню с теми же ребятами из группы "Звери". Но как-то это все остается на уровне мечты, но рано или поздно мы к этому доберемся.
- А как у тебя вообще складываются отношения с московской рэп-тусовкой? Фильм "Газгольдер" пойдешь смотреть?
- Безусловно. Я уже видел трейлер, и очень он меня впечатлил. Поэтому я с радостью схожу. Во Владивостоке у меня был совместный концерт Смоки Мо, и не было косых взглядов, отношения такого в штыки. Все-таки все в одном котле варимся, и мне кажется, нужно, прежде всего, поддерживать друг друга, а не палки в колеса вставлять.
- Ты упомянул гастроли. Когда-нибудь выступал в родном для тебя Крымске?
- К сожалению, нет. Туда я приезжаю исключительно к бабушке с дедушкой. Мне часто пишут ребята с просьбой сделать хоть один концерт в родном городе. Я надеюсь, что рано или поздно это случится.
В Крымске я родился и прожил там всего лет пять, а потом мы с родителями переехали в Краснодар. В Краснодаре уже было два концерта. Люди приходят, кричат: "О, наш кубанский казачок"!
- Хорошо, а есть ли такое место на Земле, где ты бы хотел выступить?
- Наверное, когда мне будут вручать Grammy я все-таки выступлю с каким-нибудь треком, да (смеется).
Презентация альбома Azbuka Morze пройдет 18 мая в 19:00 в клубе "Москва HALL". Стоимость билетов - от 800 рублей.