Форма поиска по сайту

Владимир Юровский пообещал 80 премьер к юбилею Госоркестра Светланова

Фото: m24.ru/ Юлия Чечикова

Через год Госоркестр отпразднует 80-летие (первое выступление состоялось 5 октября 1936 г.). Фактически до круглой даты еще больше сезона, однако инициативный худрук Владимир Юровский решил пойти на шаг не просто смелый, а, на первый взгляд, даже безрассудный, и оттого по умолчанию привлекательный – попробовать приурочить к юбилею оркестра 80 премьерных исполнений.

"Не знаю, хватит ли нам для этого концертов", – сказал дирижер. С трудом верится, что худрук ГАСО, известный не только глубиной прочтений музыки разных эпох, но и решительным характером, неизменным профессиональным азартом, взялся за столь грандиозный замысел, не имея уверенности в его реализации. Владимир Михайлович вряд ли говорит о том, что груз первых исполнений целиком ляжет на его и без того обремененные многочисленными обязательствами плечи (в Великобритании у него как всегда чрезмерно насыщенный сезон с Лондонским филармоническим оркестром; в 2017 году добавится художественное руководство фестивалем Энеску в Румынии). Сверхзадачи – синоним деятельности Юровского, и за примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить летние просветительские концерты, посвященные 70-летию окончания Второй мировой войны, для которых дирижер составил программу, музыкально охватывающую практически все страны-участницы военных действий.

Владимир Юровский. Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

Юровский, как заботливый земледелец, изыскивает слабые растения на просторах музыкальной сферы (не только в России, но и за рубежом) и собственноручно возвращает их к жизни. Эта метафора относится, например, к традиции выступать в клинском музее-заповеднике Чайковского на посвящении в студенты первокурсников "Мерзляковки". Госоркестр Светланова приезжает сюда уже четыре года подряд, дает два концерта – дневной для будущих профессиональных музыкантов, и вечерний – для местной публики (в этом году мероприятия прошли 11 сентября). Эти выезды в область – тоже результат заинтересованности Юровского, который в прошлом сам был студентом Мерзляковского училища (в настоящее время – колледжа). Причем программы клинских концертов, как правило, не дублируются, только краями задевают друг друга. Можно было бы говорить о дифференциации программ, исходящей из уровня музыкальной осведомленности публики, но Юровский никогда не делает поблажек среднестатистическому слушателю. Это касается, в том числе, дирижерского вводного слова, в котором предельная информативность облекается в форму эмоционального философского месседжа. В этом году Владимир Михайлович уделил особое внимание партитуре концертной сюиты Рихарда Штрауса из музыки к комедии Мольера "Мещанин во дворянстве". Пригретая Юровским публика давно во время его преамбул о музыкальных стилях, искусстве оркестровки, особенностях формы, историческом бэкграунде и проч. пытается анализировать услышанное. Формат концерта для мерзляковцев проходил в обстановке, максимально приближенной к домашней – дирижер вел живой диалог с залом, приправляя его тонкой иронией.

Работники музея Чайковского тоже не остались в стороне – презентовали дирижеру недавно вышедшие тома Академического полного собрания сочинений Чайковского – партитуру и клавир двух авторских редакций Первого фортепианного концерта, подготовленные П.Е. Вайдман и А.Г.Айнбиндер.

Несколькими днями позже Госоркестр вышел с худруком к столичной публике, исполнив в Большом зале консерватории программу из сочинений Владимира Тарнопольского, Бартока и Рахманинова. Собственно, именно на этом концерте, 15 сентября, Юровский объявил о своем намерении устроить парад премьер. Сочинение Тарнопольского "Дыхание исчерпанного времени" стало первым в этом списке. Удивительный парадокс – созданное в 1994 году, оно никогда прежде не исполнялось в России.

Шаг за шагом Госоркестр будет избавлять от риска быть забытыми произведения современников. Взяв на себя такую непростую культурную миссию, коллектив выглядит как гениальный художник, с кистями и мольбертами оказавшийся на улице: у оркестра, несмотря на статус и репутацию, остается нерешенной проблема собственной репетиционной базы. Исторически сложилось, что Госоркестр с самого своего основания проводил репетиции в Большом зале консерватории. Ситуация поменялась после ремонта здания на Большой Никитской. Пойдут ли навстречу оркестрантам власти города, обычно реагирующие на громкие юбилеи, пока неизвестно.