Гермес Зайготт – настоящий человек Возрождения. Он одинаково успешен и как художник, и как перформер, и как музыкант. Долгое время он управлял "Оркестром Неизвестных Инструментов", базировавшемся в культовом столичном клубе "Газгольдер". Теперь его проект – группа Hermes’Brothers, исполняющая стихи известных поэтов под регги, ска, лаунж и даб. В афише амбициозного театра "Практика" вечер декламации "Hermes’Brothers: Люсьен, или в женщинах что-то есть" – одно из самых привлекательных названий для столичных интеллектуалов. Впереди – большой концерт в клубе China Town. В интервью m24.ru Гермес Зайготт рассказал о любви к филармонии и Ленинградскому рок-клубу, уважении к Сергею Курехину и счастье делать то, что нравится. Гермес Зайготт. Фото: "Кушнир Продакшн"
– Hermes’Brothers – московcкая группа c петербургскими корнями, что невольно заставляет спросить о взаимопроникновении музыкальных традиций.– Да, я вырос в Питере в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов, и музыкальную культуру и звуки впитывал по-петербуржски. Безусловно, это связано с Ленинградским рок-клубом, явлением, которое по-хорошему снесло мне башню. "Кино", "Зоопарк", молодые "ДДТ" и "Алиса" – я был фанатом всех этих групп. А вторая музыкальная среда, в которой я рос, – это филармония. Мама мне ежегодно покупала абонементы на целый год на походы в филармонию, и я слушал различные классические композиции. А потом появился Сергей Курехин, который полностью поменял все мое представление о музыке, о перфомансе, вообще о многих вещах. Если бы я не увидел и не услышал этого человека, навряд ли стал бы заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас.
– Ваш первый московский проект назывался "Оркестр неизвестных инструментов", часть музыкантов из него вошла и в Hermes’Brothers. Расскажите, пожалуйста, о них.– Hermes’Brothers я делал целых шесть лет, а до этого был "ОНИ", существовавший на базе клуба "Газгольдера", где мы дали немыслимое количество концертов. Занимался я и проектом Green Point, где работали актриса Мириам Сехон и Лена Кауфман, победительница "Фабрики звезд". Часть музыкантов, играющих в Hermes Brothers, – Юра Моно и Петя Тихонов ("Бригада С", "Неприкасаемые") – тоже участвовали в проекте "ОНИ". С гитаристом Сергеем Шкарупой я познакомился в Перми на фестивале "Текстура", где он играл в одном из спектаклей с рэпером Сявой. Потом пришел клавишник Миша Ефимов. Наш прекрасный барабанщик Александр Бах – легенда. Он работал с "Динамиком", Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым.
Группа Hermes’Brothers. Фото: "Кушнир Продакшн"
– Вероятно, при таком многообразии сложно выработать определенную концепцию – как творческую, так и человеческую?– Общая концепция сформирована и меняется только в зависимости от публики и места. Где-то мы можем подавать программу более жестко, где-то более свингово, драйвово, где-то – более лаунжево и камерно. Для меня наиболее гармоничны две формы: театральная и фестивальный опен-эйр. Он может быть совершенно разным – от фестиваля "Дикая Мята", где он, как мне кажется, очень гармонично вписывается в программу, до Грушинского фестиваля авторской песни, сейчас активно расширяющегося за счет новых стилей. Я очень люблю играть на закатах и на восходах. Я борюсь только за красоту, за вселенскую, бесконечную красоту. Я не считаю себя музыкантом, потому что начинал как художник, и всегда считал себя "звукоизвлекателем".
Я не знаю нотной грамоты, хотя посредством музыкального опыта и долгого нахождения в этой среде, безусловно, выучил ее, – и даже работал с академическими музыкантами и на больших академических, оперных проектах. Также я работал с диджеями разными на разных площадках. Что такое настоящий диджей? Этот тот, кто может создавать музыку не из нот, не из звуков, а из музыкальных фрагментов. Тот же Сергей Курехин и его "Поп-Механика" – именно комбинация различных стилей, поиск нового звучания, новых квинт и терций – из различных звуков. Это может быть, с одной стороны, шум машины, а с другой стороны – прекрасная скрипка Татьяны Гринденко. И вот эта квинта – она даст уникальный новый звук. У нас он появился, собственно говоря, из электронных машинок Юрия Моно, из роковой гитары Сергея Шкарупы, из трубы Пети Тихонова. Я с Моно сажусь, мы накидываем базу, с этой базой мы начинаем работать с музыкантами. Например, хотим, чтобы гитара звучала как у Карлоса Сантаны, а дальше музыкант максимально комфортно выражает себя.
– То, что вы используете в своих композициях стихи известных поэтов – от Гумилева и Бродского до Веры Полозковой – осознанный выбор или сомневаетесь в личном поэтическом мастерстве?– Это осознанный выбор. Я тоже пишу стихи, но на музыку их не кладу. Это мой первый опыт, и, конечно же, я взял великие стихи о любви великих поэтов, потому что слушатель воспринимает текст на бессознательном уровне и порой, может быть, не вспомнит, кто его автор. Недавно скрипачка Татьяна Гринденко, жена композитора Владимира Ивановича Мартынова сказала мне: "Гермес, мы вдруг поняли, что мы вообще с тобой суперсчастливые люди. Потому что мы всегда, всю жизнь играем ту музыку, которая нам интересна, мы делаем то, что нам нравится". Я делаю только то, что мне искренне нравится, то, что мне комфортно. И в этом комфорте и есть моя искренность.
[html]<div style="position:relative;height:0;padding-bottom:56.21%"><iframe src="https://www.youtube.com/embed/SE6GPu0gwBU?ecver=2" style="position:absolute;width:100%;height:100%;left:0" width="720" height="315" frameborder="0" allowfullscreen></iframe></div>[/html]
Видео:
YouTUBE/Hermes Zygott
– Эта искренность вряд ли будет понята форматами радиостанций. Стало быть, вы не рассчитываете ни на что, кроме клубной ниши? – У меня есть искреннее желание сломать этот формат. Я вижу, что с треком на стихи Ильи Кормильцева "Выйди на связь" это у нас получилось. Это радийный хит. Очень много групп, работающих в формате, разве ты их все запоминаешь? Сейчас появилось очень много групп, которые играют очень плотную, но очень среднюю музыку, – со времен Земфиры и «Мумий Тролля» супергрупп не появилось. Для меня одна из задач создания группы – человеческий фактор, не зря проект назван Hermes’Brothers – "Братья Гермеса". Я бы мог назвать его как угодно, но эти музыканты для меня действительно являются очень близкими людьми, с которыми мы находимся на уровне понимания того, что как мы будем работать в ближайшие 15–20 лет. Это супергруппа.
– Почему вы решили сделать вещь на стихи Кормильцева?– Мне ее предложил автор книги о Кормильцеве – Александр Кушнир. Точнее, предоставил доступ к неопубликованному архиву стихов Кормильцева. Я не знал, что на эти стихи уже кто-то из музыкантов пытался сделать композицию, но в итоге, как говорят, именно мы нашли "абсолютно правильное прочтение".
– Вероятно, есть стихотворения, ни под каким видом не ложащиеся на вашу музыку?– Музыкальным рядом мы можем обрамить любое стихотворение. Другое дело, что все музыкальные композиции немного отличаются по стилю, но при этом находятся в одном звуке. Да, мне интересно сделать и рок-н-ролл, и арт-рок, и регги, и, в первую очередь, даб. У нас в стране вообще практически не умеют играть ни даб, ни регги. Были когда Михей, группа "Карибасы", но они рано ушли, а потребность людей в этой музыке никуда не делась. Даб – это солнечная музыка, ее очень тяжело здесь играть, вне теплой страны, но ее хотят слышать везде. Великий феномен Боба Марли – столько лет прошло уже после его смерти, но каждый год он собирает новых и новых поклонников среди молодых слушателей.
– Даб – музыка, мягко говоря, не новая, но ее принято считать более продвинутой формой регги. Каким образом он развивается?– Прогресс в музыке основан на технологическом прогрессе, на появлении новых звуков. Соответственно, если появляются новые музыкальные инструменты, можно все сыграть по-новому. Работают только те музыканты, которые работают на электронных звуках, но вживую.
[html]<div style="position:relative;height:0;padding-bottom:56.21%"><iframe src="https://www.youtube.com/embed/sgVCUix1URs?ecver=2" style="position:absolute;width:100%;height:100%;left:0" width="720" height="314" frameborder="0" allowfullscreen></iframe></div>[/html]
Видео:
YouTUBE/Hermes Zygott
– Сейчас у вас выходит первый альбом. Каким будет продолжение?– Готовы первый полноценный альбом "В женщинах что-то есть", один киноэтюд "Трамвай желаний" к композиции "О! Дева…" на стихи английского поэта лорда Байрона. Все это вы увидите и услышите на нашем концерте. В планах десять видео на каждый трек, и работа над новым альбомом. Я хочу, чтобы получился такой микс между Бобом Марли и The Chemical Brothers. Разговариваем с разными режиссерами насчет сотрудничества в кино. Нашему проекту всего полтора года, но то, как он цепляет людей, мне нравится. Так что – вперед, шаг за шагом.