Форма поиска по сайту

Вкус андеграунда: как прошел фестиваль современной музыки "Форма" – 2016

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Фестиваль "Форма" – место, где можно посмотреть на музыку и послушать арт-объекты. В этом году главной темой мероприятия стал синтез искусств: концептуальные перфомансы, картины и инсталляции, а также модный фудкорт сплелись с музыкой самых разных жанров от гаражного металла до абстрактного техно. Уши ласкали как настоящие мастера независимой сцены, так и новые имена андеграундной тусовки. О том, какой на вкус настоящий андеграунд, выяснила корреспондент m24.ru Маргарита Маслова.

Знакомство с фестивалем началось с палящего солнца, от которого можно было спрятаться под висящими в воздухе военными касками вместе со слепленными из пластики (полимерная глина – материал для лепки, прим. m24.ru) человечками от одного из ярчайших представителей отечественного акционизма Олега Кулика, шокирующего публику еще в 90-х. Налево пойдешь – врежешься в провокационные работы Алисы Йоффе (российская художница – прим. m24.ru), направо – окажешься на гитарной сцене.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

"Мы считаем, что люди достаточно фрагментарно понимают культуру. Поэтому мы решили объединить разные виды искусств: разноплановую музыку (гитарную и электронную сцены), выставку арта и перформанс в одном месте – чтобы люди понимали и принимали сразу все аспекты современного искусства", – поделился организатор "Формы" Юрий Кассин.

Гитарная сцена

Жирные рифы, массивные ритмы, скрежет синтов наряду с мелодичностью и вдумчивыми текстами – такой была гитарная сцена в этом году. Каждый коллектив звучал по-своему. Кто-то раскачивал публику неординарным звуком, как мрачный космический нойз с воздушным женским вокалом Fanny Kaplan или бойкий эксцентричный авангард от Glintshake.

"У каждого свой подход. Некоторые думают: "давайте играть панк – и играют панк". Мы же хотели изобрести велосипед, зная, что мы его уже не изобретем. В любом случае, все уже давным давно изобретено. Но все равно, не хотелось играть что-то посредственное и вылизывать какое-то направление, быть тэгированными к чему-то. Мы просто творим и получается, что получается", – рассказала о своем творчестве солистка Fanny Kaplan Люся Казарян.

Fanny Kaplan. Фото: Иннокентий Пак

Кто-то, наоборот, отдавал дань традициям, как "Июльские дни" с по-цоевски рефлексирующим пост-панком или суровый гаражный металл эпатажной группы Sonic Death.

"В принципе, мы барахтаемся в одном море стандартов. Вообще считаю, что хороша та песня, которая напоминает что-то. Ты приходишь в зал, какая-то группа играет и ты слышишь музыку, которая тебе что-то напоминает. Мне кажется, вместо того, чтобы искать какие-то новые аккорды или новые последовательности, нужно научиться хорошо поддерживать какую-то школу и быть в традиции. Это своего рода музыкальное дежавю – вот с чем я работаю", – считает солист Sonic Death Арсений Морозов.

Так или иначе, все музыканты гитарной сцены дружат с экспериментами и постоянно развиваются. В зале же творилось настоящее безумие, слэмились – и девочки, и мальчики, и маленькие человечки Кулика. Лайн-ап гитарной сцены строился по принципу дальше-жестче. Сцену открыли победители конкурса "Открытый звонок" – группа "Фонтан" , в то время, как хэдлайнерами стали uSSSy – одна из самых нетривиальных фигур российского андеграунда. Таким образом публике устроили путешествие от легкого заводного панка до тяжелого неоднозначного мат-рока с восточными мотивами, не минуя, при этом, инди, пост-панк, гаражный металл и синти-поп.

Группа Июльские дни. Фото: Иннокентий Пак

Электронная сцена

"На электронной сцене мы собрали выступления только живых музыкантов. Первая часть – красивая музыка для ушей, ну, и под конец – музыка для людей, которым хочется потанцевать", – куратор электронной сцены, диджей Денис Смагин.

Действительно, слушателям предоставилась возможность и посозерцать, и потусоваться. Плавно пританцовывая за пультом электронную программу открыл молодой дуэт Geju с тропическим чилл-рейвом. Чилл – потому что под эту музыку можно расслабиться, рейв – потому что она динамичная.

Geju. Фото: Иннокентий Пак

Ближе к середине на сцену вышли мастера современной электроники: Long Arm, играющий нежную музыку на стыке даунтемпо и трип-хопа с налетом джаза и Андрей Oid со своим глубоким, интеллектуальным техно. При этом сами музыканты, как и большая часть исполнителей на "Форме", не относят свои произведения к какому-то конкретному жанру – они просто творят, не сковывая себя никакими рамками.

"Я пытаюсь передать чистое чувство, которое у меня изнутри идет. Я не пытаюсь это как-то объяснить или придать этому какое-то философское значение. Просто я стараюсь максимально быть честным с собой, когда пишу музыку", – Георгий Котунов (Long Arm).

Маленьким открытием было и то, что космический звук для некоторых является больше отражением реального мира, нежели фантазей о бескрайней вселенной. "Да, это реализм. Я больше реализм люблю. Для меня это не космос, а какие-то бытовые вещи", – сказал Андрей Oid.

Long Arm. Фото: Иннокентий Пак

С каждой минутой музыка обрастала новыми смыслами. Любители авангарда не могли пропустить мимо ушей и экспериментальный саунд казанской пары PTU. На концерте они представили новый трек с альбома "When I was 14", который вышел на лэйбле "Трип" в конце мая. Их музыка действительно похожа на путешествие, открывающее другие грани окружающего нас мира при помощи ломаных битов и абстрактного звучания.

"В программе присутствуют достаточно интересные имена танцевальной электроники. Например, фестиваль закрывает Missisipi Landscapes – интересная музыка на стыке таких несовместимых жанров, как техно и нойз. Вообще, считаю, что эксперименты двигают музыкальную культуру. Хочется показать как можно больше интересных имен", – куратор электронной сцены Денис Смагин.

Жирный мазок на холсте электронной сцены оставили Interchain со своим индустриальным техно и теплым аналоговым звуком. Не менее зажигательными оказались загадочное техно Moa Pillar и новый проект Антона Кубикова Jūras Lietus с его коронными олдскульными синтезаторами.

FarFor на выступлении Interchain. Фото: Иннокентий Пак

Синтезы

Синтез искусств проявил себя в разных ракурсах: смешение разношерстных музыкальных стилей на одной площадке, совместные выступления групп, ранее никогда не игравших друг с другом, и, самое интересное – соединение музыки и визуального искусства.

Так на одной сцене оказались ВХОРЕ и "Убийцы Crystal", "Пасош" и Sonic Death, Glintskake и БРОМ. Металлическую боль Sonic Death сопровождала постановка "5/2" от театра Юрия Муравицкого, который передал цикличность офисной жизни посредством принтеров и людей в противогазах, а неистовую экспрессию Glintshake – выпускники кружка Мейерхольда "Фабрика Боровик" со своим ритуальным перфомансом.

"Фестиваль "Форма" – это шоукейс российской культуры", – организатор "Формы" Юрий Кассин

К мягким битам Geju в один момент присоединилась труппа Донатаса Грудовича. Разрисованные люди в кислотных тонах, резиновых сапогах и сюрреалистичных костюмах, толкающие стихи футуристов в манере Маяковского – это не рагу для инопланетян, а электронная опера "Проспект 9 киборгов-героев". Кубические одеяния вперемешку с костюмами рабочих, коробки, облачное небо на человеке, тянуще-вяжущие телодвижения и каменная экспрессия на лицах – так автор трактовал реальность на стыке последних столетий.

"Проспект 9 киборгов-героев" Донатаса Грудовича. Фото: m24.ru/Александр Авилов

Но настоящий огонек урбанизма загорелся с наступлением темноты. Индустриальное техно Interchain сопровождалось не менее индустриальным танцем-представлением от коллектива FarFor. Ребята танцевали как на сцене, так и в зале среди зрителей, будто иллюстрируя резкие пульсирующие звуки наперекор пространству и времени.

В целом, мероприятие получилось достаточно контрастным. Удалось как поугарать под неистовый панк, так и расслабиться под звуки ксилофона, как погреться в одеяле томной абстракции, так и разогреться с толпой в атмосфере рейва. Каждый смог вынести отсюда что-то свое и остаться в форме.

Маргарита Маслова